СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

       

СОВРЕМЕННЫЕ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


СОВРЕМЕННЫЕ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

10. СМИ транспарантной проекции

Начнем наш обзор со СМИ, который за 20 лет эксплуатации показал очень хорошие художественные и исполнительские возможности, надежность и долговеч­ность и заслужил право называться "классическим" в своей области. Это СМИ "Харьков", разработанный и используемый известным советским .светохудожником Ю. А. Правдюком в концертах, проводимых в "Зале цветомузыки" харьковского ЦПКиО им. Горького и в студии политехнического института. СМИ сочетает простоту, изящество конструкции и широкие изобразительные возможности.

В ВОУ данного СМИ используется транспарантная проекция с цилиндрическими роторами (см. рис. 15,а, б).

Рис. 37. Схема СМИ "Харьков"

Принцип действия СМИ "Харьков" рассмотрим по схеме на рис. 37. Его БУМ выпол­нен на шести автотрансформаторах типа ЛАТР-1М (на схеме показаны только два канала управления). Мощность одного канала - 2 кВт. К каждому автотрансформато­ру выключателями SA1 — SA4, SA5 - SA8 и посредством наборной коммутационной панели НКП можно подключить любую проекционную ячейку ВОУ или группу ячеек (с лампами ЕЫ - ELS) во всевозможных комбинациях. Панель представляет собой коммутационное поле, вертикальные линии которого штекерами можно замыкать с горизонтальными.

Источники света в каналах управления - лампы накаливания на 127 В, яркость ко­торых регулируют изменением напряжения от 0 до 170 В, работают в режиме перека­ла. При этом значительно увеличивается световой поток и синеет спектр излучения. Поскольку напряжение на лампах изменяют плавно, средний срок службы их снижается незначительно. Предусмотрены еще четыре ячейки ламп EL6 — EL9, коммутируемые выключателями SA9 — SA12 неработающие в режиме мгновенных вспышек.

Рукоятки СМИ сгруппированы так, что исполнитель может манипулировать одной рукой одновременно тремя рукоятками, при этом на экран можно вывести от одной до шести неподвижных или управляемых форм как отдельных, так групповых.
Практика светомузыкального исполнительства показывает, что такого числа проецируемых одновременно изображений вполне достаточно. Это положение подтверждают психо­логи: человек одновременно может распознать не более шести-семи самостоятельных объектов в поле зрения.



Рис. 38. Пульт управления СМИ



Пульт управления СМИ "Харьков" показан на рис. 38. Его конструкция содержит следующие элементы: корпус 13; коммутационную панель 4; клавишные панели 10 с четырьмя выключателями 9, рукоятки управления 11, автотрансформаторы 2 с меха­нической тягой 3 и противовесом 1; пюпитр 5, выключатели 6-8 дистанционного управления светом в зале, магнитофоном, двигателями проекционных ячеек соответ­ственно; педали включения мгновенных вспышек 12.

Пульт находится перед плоским экраном размерами 4X3 м. Над пультом, на высоте 3,5 м помещается кассета с десятками светопроекционных ячеек квадратного сечения (рис. 39). Расстояние от проекторов до экрана 5-7 м.

Рассмотрим устройство проекционной ячейки СМИ "Харьков" (рис. 40). Корпус 1 изготовлен из листовой стали толщиной 0,5 ... 0,8 мм. На торце патрона 3 с лампой 10 укреплен постоянный магнит 2, позволяющий фиксировать лампу в любом положении в любом месте ячейки за вращающимся барабаном 8. Возможность такого перемеще­ния лампы очень важна, так как положение нити накала лампы по отношению к про­резям на барабане определяет характер рисунка световой проекции на экране. Барабан 8 вращает электродвигатель 4 постоянного тока через промежуточный привод, состоя­щий из двух многоступенчатых шкивов 5 с пассиком, и редуктора 6 от электродвигателя ДСД-2; у редуктора предварительно обрезают заднюю часть корпуса и открывают входную ось, на которую и устанавливают шкив. На выходной оси редуктора, находя­щейся внутри корпуса, имеется петля для крепления барабана, а на самих барабанах сверху и снизу предусмотрены крючки. Такая подвеска барабана расширяет возмож­ности динамической светопроекции На выходе проектора установлен светофильтр 7 и статический трафарет Р.



 


Рис. 39. Кассета с проекционными ячейками

Рис 40. Формообразующая проекционная ячейка СМИ "Харьков"

На рис. 41 показан принцип формообразования в светопроекционной ячейке. Бла­годаря тому, что противоположные стенки барабана движутся во встречных направле­ниях, лучи света от лампы проходят через щель, образованную двумя противоположны­ми вырезами. Щель непрерывно изменяет конфигурацию. Движение форм" на экране получается ритмичным, танцевальным. Наличие такой двойной модуляции луча света позволяет получать световые проекции, заметно отличающиеся от рисунка вырезов на самом барабане.



Рис. 41. Форма и движение светотени

Неподвижный трафарет (статор) играет также двойную роль; он либо ограничивает область развития данной формы на экране, замыкая ее в какой-то определенный кон­тур, либо еще более трансформирует исходную форму, полученную от ротора (в том случае, если он сам содержит мелкие прорези). Вблизи статора крепится светофильтр. Формообразующие роторы и статоры изготовлены в основном из плотного ватмана. Прорези либо вырезают скальпелем, либо выжигают, причем прорези могут быть и с прямолинейными, и с криволинейными контурами. Выжигание — прием более техно­логичный, так как позволяет одинаково справиться и с крупными вырезами, и с мел­кими ажурными узорами. Готовые барабаны с вклеенными с двух сторон крышками желательно покрасить в черный цвет для увеличения контрастности изображения на экране и пропитать специальным составом, предотвращающим возгорание. Кроме цилиндрических можно применять формообразователи конической, призматической, эллиптической, кардиоидной и других форм (рис. 42, а, б). Полый барабан можно за­полнять полосками цветной прозрачной пленки (стержнями, волокнами и др.), что позволяет менять фактуру светового образа.

"Палитру" светохудожника существенно обогащают объемные формообразователи, выполненные в виде пространственных структур, вписанных в контуры барабана (рис 42, в). Это могут быть также подвешенные тонкие стержни, колеблющиеся при вращении, и тогда в зависимости от их диаметра, числа и частоты вращения формообразователя получается мерцающее изображение, контуры которого зависят от рисунка прорезей в неподвижном трафарете.


Такое мерцание нельзя заменить электрической модуляцией самого источника света, так как подобный формообразователь, кроме эффекта мерца­ния, существенно изменяет структуру самого светодинамического образа.

Таким образом, главным достоинством описываемого СМИ можно считать очень широкие возможности в Л оздании разнообразных световых композиций. Фантазия, умение и опыт позволяют "рисовать" с помощью таких СМИ любые танцы летающих, клубящихся, ведущих между собой борьбу образов (рис. 43, а, б). Картина эта во многом зависит от изобретательности светохудожника, позволяющей сделать формо-образователем почти все, что имеется у него под рукой.



Рис. 42. Варианты конструкции ротора



       а)                                                                                 б)


Содержание раздела