СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

       

Пульты управления и запоминающие устройства


Регуляторы серии РТ комплектуют повышающим трансформатором. Сейчас начат выпуск их улучшенного варианта — РТО-3 и PTO-5.

Использование трехфазных тиристорных БУМ, например РНТТ-ЗЗО-250, РНТТ-330-600 и т. д., позволяет управлять еще большей световой мощностью (в установках световой архитектуры, в спектаклях "Звук и Свет").

Существуют специальные многоканальные театральные регуляторы освещения (как для люминесцентных, так и для ламп накаливания), содержащие в комплекте дистан­ционные пульты управления с ручными регуляторами или входами для внешнего элект­рического сигнала.

Тиристорные установки серии "Старт" выпускают на 60, 120 и 200 регулируемых цепей, мощность нагрузки в цепи каждого из каналов может быть равной 5 и 10 кВт в зависимости от типа силового регулятора (РТ-5-220 или РТ-10-220). Возможен пред­варительный набор четырех световых программ с последовательным воспроизведением. Выпускает промышленность и экспериментальные многопрограммные регуляторы "Свет". Унифицированный тиристорный регулятор яркости "Спектр" предназначен для работы с группами люминесцентных ламп общей мощностью 10, 20, 30 и 50 кВт. Возможно также управление и лампами накаливания. Регулятор "Спектр" комплекту­ют тремя дистанционными пультами управления. Малогабаритные тиристорные регуля­торы "Спутник-12" и "Спутник-24" имеют соответственно 12 и 24 регулируемых цепи мощности 3 кВт каждая.

Последние разработки театральных светорегуляторов, пригодных для использова­ния в СМИ, - однопрограммные РО1-6, РО1-12, РО1-24 и двухпрограммные РО2-30Б, РО2-60Б соответственно на 6, 12, 24, 30 и 60 каналов управления. У всех этих регуля­торов мощность одного канала управления 3 кВт.

7. Пульты управления и запоминающие устройства

Пульты управления в СМИ иногда выполняют в виде обычной фортепианной клавиатуры, учитывая привычность их для музыканта-исполнителя (рис. 22). Но в этом случае конструкторы вынуждены вводить дополнительные регуляторы, выполняемые в виде ножных и коленных педалей.
С подобной ситуацией столкнулись и конструкто­ры электромузыкальных инструментов, и поэтому нам необходимо максимально учитывать опыт создания пультов ЭМИ [36].

Но специфические свойства светового материала диктуют необходимость конструи­рования для СМИ особых пультов, позволяющих добиться наиболее гибкого управле­ния яркостью, цветностью, насыщенностью, выбором форм и движением их по экрану. Вот как, например, решен пулы светорегулятора "Хромон", используемого для спек­таклей "Звук и Свет". На панели пульта помещен цветовой график в виде криволиней­ного треугольника, по которому оператор перемещает ручку управления. Эта ручка связана с тремя цепями регулирования источников трех основных цветов. При поло­жении ручки в центре треугольника работают источники всех трех цветов, в сумме дающие белый свет. При перемещении ручки к вершинам треугольника увеличивается доля соответствующего цвета, а остальные пропорционально и плавно гаснут. Каждой точке треугольника, таким образом, соответствует своя цветность светового потока. Остроумное развитие этот принцип получил у изобретателя Г. Л. Курдюмова, который управляет регуляторами посредством нитей, как в театре марионеток.

В обычных театральных регуляторах света выбирают канал и изменяют яркость подвижным рычагом, связанным с бесконтактным индуктивным датчиком или пере­менным резистором управления, задающим уровень сигнала на входы БУМ. Кроме то­го, регуляторы снабжают программаторами, позволяющими предварительно установить порядок действия всех цепей регулирования в каждой последующей сцене. Но на их применение в режиме СМИ рассчитывать не стоит, так как они удобны лишь при стати­ческом освещении сцены. В СМИ, как увидим далее, удобнее использовать иной способ программирования с оперативной коммутацией светопроекторов на выходе каждого канала БУМ.

Пульты СМИ по сложности и даже по внешнему виду напоминают иногда органные консоли (рис. 23). Если пульт совмещен с ВОУ, он может представлять собой обычные механические рычаги, стальные тросы, гибкие передачи и т.




п., связывающие органы управления пульта с диафрагмами, светофильтрами, трафаретами в ВОУ. Подобный принцип использовал в светоинструменте "Клавилюкс" американский конструктор Т.Уилфред (рис.24) [23].

Пока среди всех подобных СМИ, если не считать тех, что используют стандартные театральные светорегуляторы, не существует унификации пультов. Как оригинальный и удобный в работе пульт следует отметить конструкцию харьковского зала светому­зыки (проект Ю. А. Правдюка).



Рис. 22. СМИ "Музископ" Н.Шеффера (1961 г.)

Рис. 23. Пульт светоинструмента Государственного центрального кино­концертного зала

Пример решения пульта СМИ с растровыми изображением приведен на рис. 25. Кла­вишами выбирают зону засветки экрана тем или иным цветом, а яркостью управляют посредством ножных педалей.

Существуют бесконтактные пульты с фотодатчиками, управляемые светом. Их удобно применять в основном в растровых СМИ,- когда пульт также представляет со­бой растровое поле датчиков. Действие фотодатчиков можно настроить на открывание или закрывание фотоключей при попадании на них света. Перекрывая свет, падающий на пульт, рукой, шторками, фигурными трафаретами или кинопленкой, получают движе­ние соответствующих светлых или темных образов заданной конфигурации на большом экране. Как увидим в следующей главе, этот способ можно использовать и в транспа-рантных СМИ.



Рис. 24. Пульт и проекторы "клавилюкса" Т. Уилфреда (1937 г.)

Известны интересные конструкции пульта с другими бесконтактными устройства­ми - емкостными датчиками, работающими по принципу известного ЭМИ "термен-вокс". Необходимо отметить и так называемые "сенсорные" устройства, позволяющие коммутировать цепи без механических усилий, простым прикосновением к соответ­ствующей точке поверхности пульта.

Попытку унифицировать пульты управления СМИ предприняли разработчики установ­ки "Мираж" [18]. Для этого СМИ они разработали несколько разновидностей клавиату­ры дискретного и непрерывного действия.



К дискретным клавиатурам они отнесли такие, при касании к которым скачком меняется состояние ключевого элемента (контакты, герконы, "сенсоры" и т. д.). При 10 - 13 градациях формируемого управляющего сигнала можно получить плавное управление яркостью источников света.

Аналоговые клавиатуры обеспечивают плавное изменение управляемого параметра на выходе пульта. К управляющим элементам такой клавиатуры надо отнести преобра­зователи "перемещение-напряжение", магнито-резисторы. Следует отметить, что любую непрерывную величину можно представить в виде дискретной с некоторым малым ша­гом сканирования.

Специфическую группу составляют клавиатуры с управляющими элементами преоб­разователя "время-напряжение", т. е. выходной параметр зависит от того, как долго исполнитель касается органа управления. Все эти виды клавиатуры для СМИ "Мираж" взаимозаменяемы.

Световую композицию воспроизводят на пульте по световой партитуре, которая является своего рода памятью операторских манипуляций. Заранее следует оговорить, что, в отличие от музыки, в световой партии унифицированной нотной записи существо­вать не может. В этом убеждает отсутствие единых обозначений даже для танца, где зада­ча намного проще. Но для каждого конкретного вида СМИ своя условная запись воз­можна и целесообразна. Естественно, нотными или другими знаками можно записать лишь движения ручек на пульте, сама же основа композиции воплощена в трафаретах ВОУ. Для того, чтобы зафиксировать всю композицию в ее, целостности, необходимо обращение либо к кино- и видеосъемке, либо к специальным запоминающим устрой­ствам ЗУ, которые можно совмещать со СМИ, если у них БУМ выполнен в электронном варианте.



Рис. 25. Один из пультов СМИ "Прометей-2"

Итак, при работе с обычными оптико-механическими СМИ существует проблема запоминания сигналов на входе СМИ согласно требуемому порядку включения соответ­ствующих БУМ и управления ими по определенной программе.


Частично здесь можно заимствовать опыт работы с многопрограммными регуляторами света, предназначен­ными для телестудий и театра. Управляющие сигналы для них записывают в виде систе­мы отверстий на перфокарты или перфоленты. Эти отверстия являются, по сути дела, двоичным кодом значений яркости, установленных в ходе репетиций. При воспроиз­ведении преобразователь "код — напряжение" формирует сигнал, который вводят в мостовое устройство сравнения, где этот сигнал воздействует на электромагнитные муфты рычагов управления.

В некоторых случаях достаточным оказывается использование и других простейших программных устройств. Рассмотрим, например, такую задачу: запомнить сигнал сраба­тывания коммутатора для подключения определенной комбинации нескольких ВОУ из имеющего их числа на выходе одного мощного БУМ. В качестве коммутационного устройства можно взять шаговый искатель, скоммутировав необходимым образом его контактами соответствующие комбинации ВОУ, как это требует исполнение свето­музыкальной композиции. Сигналы управления шаговым искателем можно формиро­вать с помощью фотоэлектронного устройства, которое реагирует на отраженный свет (зеркальная пленка, наклеенная на магнитную ленту) или прямой свет (смыв предва­рительно феррослой с участка магнитной ленты), причем все эти управляющие участки наносят на свободные дорожки той же магнитной ленты, на которой записан звук.

Управляющий импульс может быть записан непосредственно и на самой магнитной ленте. Для этих целей могут быть использованы известные схемы переключающих устройств, синхронизирующие магнитофон и автоматический диапроектор.

Более сложной является запись на магнитную ленту переменных сигналов управ­ления, например изменения яркости ламп или скорости электродвигателей. Имеется не­сколько генераторов с некратными частотами. Амплитуда сигнала каждого из них ме­няется в зависимости от уровня сигнала с выхода соответствующего элемента пульта (некратность необходима для исключения совпадения гармоник одного генератора с основными частотами других).


Несущие частоты записывают на одну дорожку во время предварительной подготовки световой программы. В режиме воспроизведения сигналы с ленты поступают на вход дешифратора, содержащего резонансные фильтры и детек­торы. Каждый фильтр выделяет свой сигнал управления.

Для записи и воспроизведения звуковой программы и сигналов управления на одну магнитную ленту используют специальные многоканальные магнитофоны либо обычные стереофонические магнитофоны, предварительно переделав их так, чтобы можно было при необходимости отдельно на каждой дорожке стирать, записывать и воспроизводить нужные сигналы.

По сравнению с рассмотренной аналоговой системой преимущество имеет цифровая система записи, получившая в настоящее время очень широкое распространение и поз­воляющая использовать бытовые магнитофоны. Преимущество состоит, как мы увидим дальше, в большей плотности записи информации, высокой помехозащищенности, точ­ности. Сигналы управления, записанные на магнитную ленту, можно передавать одно­временно на несколько светомузыкальных устройств, на большое расстояние, напри­мер, по трансляционной сети. Реально это возможно для несложных унифицированных СМИ бытового назначения.

8. Особенности звукового канала

Светомузыкальные композиции можно исполнять как в сопровождении оркестра, так и под фонограмму, воспроизводимую электроакустическим устройством. Однако необходимость работы в темноте заставляет отдавать предпочтение фонограм­ме. Не стоит, конечно, говорить о необходимости высококачественного звуковоспроизведения. Действие самых интересных светокомпозиций может быть сведено на нет из-за шипящей грамзаписи или устройства вопроизведения низкого класса.

На рис. 8 звуковой канал выделен в самостоятельную цепь, содержащую свои анало­ги элементов светового канала. Но если элементам светового канала (ВОУ, БУМ и ПС) были посвящены отдельные разделы, то для описания всего звукового канала достаточ­но одного небольшого раздела, так как требования, предъявляемые к этому каналу, в основе своей те же, что и к обычным звуковоспроизводящим устройствам.


Поэтому основное внимание обращено на некоторые специфические требования к элементам звукового канала, обусловленные синтетическим характером светозвукового воздей­ствия и совместной работой обоих каналов в единой конструкции.

Прежде всего необходимо исключить влияние помех электронных БУМ светового канала на акустический тракт, которое проявляется в виде наводок по цепи питания или электромагнитных наводок (в основном высокочастотных). Кроме развязки звукового и светового каналов по цепи питания, использования защитных фильтров и экранирования входных цепей усилителя ЗУ, необходимо блоки этих каналов простран­ственно разнести один от другого. Источники звука необходимо располагать как можно ближе к ВОУ, иначе произойдет нежелательное разрушение эффекта единства свето­звукового воздействия. Если экран ВОУ велик, то его необходимо делать (при фрон­тальной проекции) из акустически прозрачного материала, а громкоговорители поме­щать за ним (как принято в кинозалах, где экран выполнен из пленки с большим ко­личеством мелких отверстий). При рирпроекции громкоговорители приходится уста­навливать у основания или по контуру экрана. Поскольку повышение высоты звука психологически ассоциируется с подъемом, высокочастотные громкоговорители обыч­но помещают над низкочастотными, над экраном.

В больших залах предусматривают звуковые отражатели для улучшения акустичес­ких характеристик помещения. В специальных залах сферической формы, где обяза­тельно нужно бороться с нежелательной фокусировкой звука, отражатели помещают не в зале, а за экраном (в случае, если экран акустически прозрачный, источники звука тоже помещают за экраном).

Звуковой пульт при работе со СМИ должен быть независимым в конструктивном решении и рассчитанным на обслуживание отдельным исполнителем. Специфика работы звукооператора состоит в том, что помимо его традиционных обязанностей (управле­ние громкостью и качеством звучания, звуковыми эффектами и т. п.) ему нужно совместно со светооператором формировать единую художественную светозвуковую композицию, особенно при использовании специальных электроакустических устано­вок пространственного звука, когда звукооператор получает возможность управлять движением звука в объеме зала или плоскости экрана и совмещать в пространстве одновременное движение светового и звукового образов.



Прием пространственного разделения и движения разньгх звуковых голосов, мело­дий, инструментов редко используется сам по себе, обычно он сопутствует динамике света. При этом в партитуре должна быть зафиксирована своими условными знаками партия движения звука. Разумеется, звук не обязательно должен постоянно "бегать" за светом, способствуя созданию иллюзии перемещения некоего звучащего тела. Наряду с подобным унисонным синтезом траекторий звука и света можно преднамеренно разделять эти траектории и полифонически противопоставлять их друг с другом. Мож­но бесконечно разнообразить сочетание пространственной музыки и световой партии. Представьте - скрипач стоит за просветным экраном и играет перед микрофоном. Световые проекторы вырисовывают на экране его многоцветную тень, а усиленные зву­ки скрипки описывают по залу плавные кривые с помощью установки пространствен­ной музыки. Оптимальные условия для совместного воспроизведения "пространствен­ной" музыки и световой партии, по мнению авторов, могут быть обеспечены в специ­альных залах замкнутой формы, где вся описанная выше аппаратура будет использова­ться во всем ее многообразии.

Ознакомившись со всем этим комплексом световой и звуковой техники, можно убедиться, что процесс управления ею во время светоконцерта не так прост и требу­ет слаженных действий целой группы светомузыкантов-операторов, управляемых режиссером-дирижером, действия которого несхожи с. теми, что мы видим у традицион-ного дирижера. Ему надо управлять не обычным, а световым оркестром, причем в тем­ноте. Удобнее всего это сделать посредством речевых команд, подаваемых из застеклен­ного звукоизолированного помещения в микрофон. Сигналы по проводам поступают в головные телефоны операторов. Можно записать речевые команды на многоканаль­ный магнитофон в процессе репетиций. А в идеале, как уже отмечалось выше, на ленту следует записывать вместе с музыкой закодированные электрические сигналы управле­ния всеми проекторами и траекторией движения звука.



9. Исторический обзор техники светомузыкального синтезирования

Первая попытка создания СМИ связана с именем французского монаха Л.-Б. Кастеля (1688 — 1757). Его идея "музыки цвета" была весьма наивной. С нажатием клавиши клавесина перед глазами выскакивали окрашенные цветные ленты. Каждая клавиша была связана с определенным цветом по аналогии спектр-гамма. Он предла­гал также использовать свечи со шторками, просвечивающие драгоценные камни разно­го цвета. Российская Академия Наук в 1742 г. посвятила критике идей Кастеля спе­циальное заседание. В конце XVIII в. подобный инструмент реализовал К. Эккартсгау-зен в Германии: "Я заказал себе цилиндрические стаканчики из стекла, равной величи­ны, в полдюйма в поперечнике. Налил их разноцветными жидкостями по теории цветов, расположил сии стаканчики как струны в клавикордах, разделяя переливы цветов, как делятся тоны. Позади сих стаканчиков сделал я медные клапанцы, коими они закрыва­лись. Сии клапанцы связал я проволокою так, что при ударе по клавишам клапанцы поднимались и цветы открывались. Сзади осветил я сии клавикорды высокими свечами. Красоту являющихся цветов описать нельзя, она превосходит самые драгоценные ка­менья. . ." [Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. — СПб, 1804, с. 277.] Подобный инструмент был повторен в 1844 г. англичанином Д. Джеймсо-ном, а затем Д. И. Хмельницким — в России. Когда появились масляные лампы, их не­медленно предложил использовать для исполнения цветовых мелодий Э. Дарвин: источ­ником света" . . . является лампа Арганда, свет этот проходит через цветные стекла и падает на определенное место стены; перед стеклами помещаются подвижные решетки, соединенные с клавишами клавикорда, и производят одновременно слышимую и ви­димую музыку в унисон друг с другом" [Дарвин Э. Храм природы: Пер. с англ. - М.: АН СССР, 1960, с. 156.].

Первые же электрические источники света сразу привлекли внимание сторонников "музыки цвета".


Пока не было ламп накаливания, предлагали использовать разряд­ники из разных металлов, дающие искры разного цвета. Было построено два "цвето­вых органа" с применением электрической дуги - американцем Б. Бишопом и англи­чанином А. Ремингтоном (рис. 26).

Мы не стали бы приводить здесь столь подробное описание всех этих забавных све­товых инструментов, в лучшем случае напоминающих огромные семафоры и убеждаю­щие на практике лишь в бессмысленности аналогии спектр-гамма, если бы и сейчас не появлялись запоздалые проекты СМИ, которые отличаются от "цветового клавеси­на" Кастеля лишь тем, что в них использованы современные лампы -накаливания, цвет­ные кинескопы и лазеры.



Рис. 26. Цветоорган Б. Бишопа

Рис. 27. Дисковый трафарет светового инструмента "Оптофон" В. Д. Ба-ранова-Россине (находится в Центре искусств им. Ж. Помпиду, Париж)

Конструктор "цветового рояля" Ф. И. Юрьев считает, что окрашивая экран в любой из 12 цветов цветоряда, можно создавать, следуя аналогии цветоряд — звукоряд, немую "музыку цвета". Кроме такого "цветового рояля", Ф. И. Юрьев с настойчивостью Кастеля вновь предлагает проекты "цветовой виолончели", "цветового ксилофона" и т. д. [13]. Но новое искусство требовало новых инструментов, не подражающих звуко­вым, а своих, особых, с организацией света в сложные формы разной фактуры. И такие СМИ появились. Еще во времена Кастеля художник И.-Л. Гофман писал: "Если бы крас­кам цветового клавесина сообщить и рисунок, то изобретатель заслужил бы золотой па­мятник". Рассмотрим далее работы тех, кто мог бы претендовать на этот памятник.

Вскоре после Октябрьской революции художник В. Д. Баранов-Россине проводит свои концерты "оптофонной музыки" в Большом театре и театре Мейерхольда. Для этого им был создан диапроекционный СМИ с дисковыми трафаретами (рис. 27).

В 1920 г. Г. И. Гидони (Петроград) берет патентна "световые декорации", получен­ные с помощью теневых трафаретов.


Он создает световые партии к "Интернационалу", к Девятой симфонии Бетховена, к стихам А. С. Пушкина, в 1928 г. проводит показа­тельные светоконцерты. Самый грандиозный его проект — световой памятник Револю­ции, к сожалению, не реализованный из-за технических трудностей (рис. 28). Огромный полупрозрачный шар-глобус является залом на несколько тысяч человек. Смотреть светокомпозиции зрители могут и снаружи, находясь на постаменте, представляющем собой конструкцию из огромных серпа, молота и шестерни [4]. Кстати, подобные све­томузыкальные сооружения впервые появились лишь в последние годы - это павиль­он на ЭКСПО-67 в г. Монреале (Канада), ЭКСПО-70 в г. Осака (Япония).

Из советских экспериментаторов довоенных лет можно отметить С. О. Майзеля, А. М. Дымшица, М. В. Матюшина, П. П. Кондрацкого, работающих в области конструи­рования СМИ. Среди работ зарубежных современников Гидони заслуживает внимания инструмент венгра А. Ласло. Основой его СМИ служат четыре диапроектора со смен­ными статическими и динамическими трафаретами, включая и жидкостные. В сере­дине 20-х годов Ласло проводил светоконцерты в разных городах Европы. Позже с подобными СМИ начал работать в специальном зале англичанин Ф. Бентам, исполнив­ший в 1937 г. впервые в Западной Европе "Прометей" Скрябина со светом.

Но наибольший интерес вызывают СМИ американца Т. Уилфреда, объединенные об­щим названием "Клавилюкс". Его первый СМИ был построен в 1919 г. В предвоенные годы Уилфред выступает в США и в Европе в основном с концертами беззвучной "му­зыки света" (рис. 29). В 1926 г. совместно с дирижером Л. Стоковским он исполняет со светом "Шехерезаду" Н. А. Римского-Корсакова. Пульты его инструментов обычно совмещены с ВОУ. В рирпроекционном СМИ четыре проектора, оснащенных сменными перемещаемыми лампами с фигурными нитями, набором поворачиваемых линз на пути луча света и разного рода трафаретов: плоских и объемных, вращаемых, замкнутых в кольцо и т.д. "Клавилюксы" Т.


Уилфреда по сложности картин и гибкости управления являются образцами СМИ и по сей день. Незавершенным остался проект Института света со "световым колоколом" в угловой башне (рис. 30). С 1967 г. эксперименты Т. Уилфреда продолжают его ученики В. Сидениус, Э. Рейбак, а с 1971 г. - нью-йорк­ский "Ансамбль светомузыки" (рис.31).



Рис. 28. Проект зала Г. И. Гидони

Рис. 29. Композиция "Жар-птица" Т. Уищфреда

В послевоенные годы следует отметить активную деятельность Музея А. Н. Скряби­на, где при содействии академика С. И. Вавилова был создан светоинструмент со статическими трафаретами и несколько макетов светомузыкальных залов. В сотрудничестве с музеем работают А. И. Кириленко и В. П. Борисенко. В 50-е годы В. П. Борисенко проводил светоконцерты на небольшом СМИ с реостатным БУМ и ВОУ на основе обычного шарового плафона.

В 1962 г. в Казанском авиационном институте в студенческом конструкторском бюро (СКБ) "Прометей" была изготовлена стационарная установка "Прометей-1" (конструкторы Ю. М. Коваленко, Г. В. Пронин, О. В. Шорников). За полупрозрачным экраном размерами 30X6 м было равномерно размещено более 1000 ламп накаливания по 15 Вт, окрашенных в семь цветов. Каждым цветовым каналом управляли с пульта посредством автотрансформаторов ЛАТР мощностью 3 кВт. На этом СМИ было прове­дено первое в СССР концертное исполнение "Прометея" Скрябина со световым сопро­вождением по авторской партитуре [7].



Рис. 30. Проект Института света Т. Уилфреда     Рис. 31. Световая композиция Э. Рейбака

В 1963 г. в СКБ "Прометей" КАИ была разработана установка "Прометей-2" растро­вого типа с пространственной динамикой света. За экраном размерами 24X5 м находи­лись 120 кассет с пятью лампами накаливания разного цвета в каждой. С помощью пяти пультов (рис. 25) операторы формировали пятна различных очертаний и перемешали их по экрану согласно партитуре. БУМ выполнен на автотрансформаторах.


В 1963 - 1964 гг. на этой установке были исполнены световые композиции на музыку А. Н. Скря­бина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского, Ф. 3. Ярул­лина. Основной недостаток этого СМИ - низкая разрешающая способность растра.

В 1966 г. СКБ "Прометей" демонстрирует на ВДНХ СССР СМИ меньших габаритов -"Кристалл", ВОУ которого выполнено в виде октаэдра из прозрачного оргстекла (кон­структоры Б. М. Галеев, Р. Ф. Даминов) (рис. 32). Внутри его размещен куб из мато­вого стекла, внутри которого, в свою очередь, смонтирован октаэдр с источниками све­та пяти цветов. С помощью клавиатуры исполнитель мог независимо менять цвет каж­дой грани "Кристалла". Яркостью можно управлять автоматически либо ножными пе­далями. Первый вариант БУМ выполнен на тиратронах, второй - на тиристорах. Мощ­ность каждого цветового канала 600 Вт.

Сейчас СКБ "Прометей" экспериментирует в зале студии светомузыки Казанского молодежного центра, где смонтирован СМИ "Прометей-3". Фильмы и светомузыкаль­ные установки "прометеевцев" экспонировались в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Си­рии, Италии, Англии, Канаде, Греции, США, на Кубе. В 1984 г. материалы СКБ "Про­метей" были представлены на выставке "Электричество и электроника в искусстве XX века" (Музей современного искусства, Париж). Они отмечены сорока пятью медалями ВДНХ СССР.



Рис. 32. Светомузыкальный инструмент "Кристалл"

В 1963-1966 гг. в Ленинградском институте авиационного приборостроения была разработана серия СМИ фронтальной диапроекции "Люкс-1", "Люкс-2", "Люкс-3" (кон­структоры И. В. Модягин, Ю. В. Кошевой). "Люкс-3" демонстрировался на ВДНХ СССР. Его ВОУ выполнено на ксеноновых прожекторах ПКП-1-250 мощностью 1 кВт, внутри которых (на пути луча) размещены диафрагмы и трафареты из фольги, поворачивае­мые с помощью соленоидного привода (катушка от громкоговорителя).


Пульт выпол­нен в виде обычной фортепианной клавиатуры. Предусмотрена запись световой партии на магнитную ленту посредством частотного разделения каналов с амплитудной моду­ляцией несущих.

В 1965 г. в Московском авиационном институте был сконструирован СМИ с ориги­нальным решением пульта. Музыкант управлял яркостью света в каждом канале, как в "терменвоксе", приближением руки к управляющим элементам - металлическим дискам.

В СМИ "Зала цветомузыки" при харьковском ЦПКиО (зал открыт в 1969 г.) ис­пользована транспарантная проекция с барабанными трафаретами в сочетании со ста­тическими. На этом СМИ его конструктором Ю. А. Правдюком исполнялись "Проме­тей" А. Н. Скрябина, рок-опера А. Л. Рыбникова "Юнона и Авось", световые интерпрета­ции произведений Р. Вагнера, К. Дебюсси, Д. Д. Шостаковича и многих других композито­ров [37]. Всего было создано около 100 светокомпозиций. Сейчас харьковский зал признан лидером в области светомузыкальной концертной деятельности. С 1970 г. модификации харьковского инструмента с несколькими подготовленными Ю. А. Прав­дюком комплектами формообразователей использовались в Московской студии элект­ронной музыки, затем в детской студии светомузыки харьковского Дома пионеров, в студии светомузыки г. Чкаловска, Алма-Аты, в подмосковном санатории "Ерино", в ансамблях "Смеричка" и "Песняры".

СМИ полтавской "Лаборатории цветодинамических устройств" (автор проекта С. М. Зорин) демонстрировался на ВДНХ в 1970 г. В нем использована транспарант­ная рирпроекция. Подвижные трафареты - дисковые. Источники света - точечные лампы накаливания; светофильтры - пленочные [б]. Много лет функционирует мощ­ный вариант такого СМИ в мотеле "Полтава". Другая модификация СМИ серии "Пол-тава-1" долгое время эксплуатировалась в зале зстетотерапии подмосковного санато­рия "Ерино", а СМИ "Полтава-2" — в лаборатории интенсивного обучения МГУ, в ком­бинате здоровья в г.


Красногорске. Последователи в Полтаве усовершенствовали эти СМИ путем усложнения пульта управления и введением системы памяти (СМИ серии "МИСС" автор В. Скакун). Группа инженеров из Одессы использовала световые проек­торы установки "Полтава-1" в целом ряде вариантов своего СМИ "Мираж".

Необычно решена крупномасштабная установка "Андромеда" с вертикальным эк­раном прямоугольной формы, работавшая в Измайловском парке Москвы с 1971 г. (авторы А. П. Михненко и др.). Она содержит большой набор плоских и объем­ных трафаретов из металла и стекла, используемых для сопровождения различных музыкальных произведений. Экран размером 18X3 м сделан из молочного орга­нического стекла. Исполнитель находится внутри самой башни и контролирует свои действия, наблюдая за экраном небольшой, идентично действующей модели уста­новки. Использование постоянного комплекта трафаретов ограничивает возможности установки, не позволяя получать завершенные в композиционном отношении световые сопровождения. Но зато это позволяет легко переводить ее работу в режим АСМУ. Автоматическое сопровождение осуществляется с тем же результатом, правда уже применительно только к легкой музыке.



а)                                                                                 б)

Рис. 33. Лазерные композиции С. М. Зорина

Используют элементы светомузыки и в отдельных театральных постановках, напри­мер в Московском театре на Таганке, в Тбилисском оперном театре и т. д. Некоторые театры проводят и специальные концерты светомузыки. В 1972 г. в ленинградском киноконцертном зале "Октябрьский" был исполнен "Прометей" Скрябина с исполь­зованием диапроекции (мощные проекторы "Дрезден") и кинопроекции из нескольких аппаратов (авторы проекта Е. Б. Галкин, Б. В. Синячевский). После премьеры "Про­метея" со светом началась эксплуатация светомузыкальной установки в московском киноконцертном зале "Россия" (1975 г., авторы проекта К.


Л. Леонтьев, Г. И. Ашке-нази).

Установка содержит пульт (см. рис. 23) и тиристорные БУМ; ВОУ в основном рас­ считано на общую бесформенную засветку большого экрана, которая дополнена дина­мическим цветным освещением потолка. Для создания фигурных образов использова­на кинопроекция. В пульте предусмотрено переключение на режим АСМУ для сопро­вождения эстрадных спектаклей. Световая партия создавалась под руководством дири­жера К. К. Иванова, который участвовал в исполнении "Прометея" в 1962 г. в концерт­ном зале им. П. И. Чайковского; тогда была использована менее мощная установка конструкции К. Л. Леонтьева с поляризационными светофильтрами.



Рис. 34. Композиция "Лазеромантика" (г. Ужгород)



Рис. 35. Кадры из светомузыкальных фильмов

Проектирование СМИ Московской экспериментальной студии электронной музыки (ЭСЭМ) при фирме "Мелодия" было начато в 1965 г. изобретателем фотоэлектронного музыкального синтезатора звука "АНС" Е. А. Мурзиным, закончено коллективом во главе с М. С. Малковым. Использовалась в основном диапроекция (фронтальная). В последние годы в ЭСЭМ экспериментировали с лазерным СМИ (лазеры ЛГ-Зб - крас­ный, ЛГ-106 — зеленый, ЛГ-31 — синий). Действие их сочеталось с электронной музы­кой и пантомимой. Красочные лазерные композиции получал и С. М. Зорин, использо-аавший их в МГУ как средство активизации в курсе интенсивного обучения в одной из лабораторий (см. рис. 33, а, б).

Лазерные представления проводят в последнее время в московском Мемориальном музее космонавтики, в московском планетарии [45], в драматическом театре г. Дзер­жинска [42]; з тульском цирке, в ленинградском дворце спорта "Юбилейный". Лазеры используют в сочетании с обычной аппаратурой и в концертах созданной в 1983 г. сту­дии светомузыки г. Ужгорода (рис. 34, руководитель Д. А. Фридман).



Рис. 36. Музей светомузыки (г. Казань)

Лазеры все чаще применяют и зарубежные эспериментаторы: при постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта" (Мюнхен, 1970 г.), в концертах с музыкой Скрябина американской пианистки X.


Сомер, в демонстрационных программах фирмы "Сименс" на радиотехнической выставке (ФРГ, 1971 г.), при исполнении "Прометея" в США (Нью-Хейвен, 1972 г.), в композиции "Политоп" французского экспериментатора Я. Ксенакиса и т. д. С 1970 года многие планетарии США, Японии, Англии оснащают светомузыкальными установками "Лазериум".

При будапештском планетарии действует клуб "Цветомузыка", а в чехословацком городе Брно успешно функционирует более десяти лет "Лазерный театр" (руководи­тель Я. Доубек).

Из зарубежных обычных оптико-механических СМИ последнего времени следует отметить "Музископ" Н. Шеффера (см. рис. 22), а также светоинструменты американ­цев Т. Джонса, Т. Шусмита.

Близка к технике СМИ аппаратура, используемая при съемке светомузыкальных фильмов [2, 21, 22, 40]. Но технология кино при этом претерпевает значительные из­менения. Так, фильмы СКБ "Прометей" сняты на черно-белую пленку, а конечный позитив получен уже многоцветным (рис. 35: а - "Прометей", б - "Вечное движение", в - "Маленький триптих", г - "Космическая соната"). Перспективно использование в качестве ВОУ малогабаритных СМИ и цветных кинескопов [20]. Смыкается со СМИ и аппаратура светомузыкальных фонтанов и необычных театрализованных представлений "Звук и Свет".

Информация об истории конструирования и использования СМИ во всем мире об­ширно представлена на стендовой экспозиции Музея светомузыки, который органи­зован в 1979 г. и находится при студии светомузыки Казанского молодежного центра (рис. 36).


Содержание раздела