СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ




Пульты управления и запоминающие устройства - часть 11


Он создает световые партии к "Интернационалу", к Девятой симфонии Бетховена, к стихам А. С. Пушкина, в 1928 г. проводит показа­тельные светоконцерты. Самый грандиозный его проект — световой памятник Револю­ции, к сожалению, не реализованный из-за технических трудностей (рис. 28). Огромный полупрозрачный шар-глобус является залом на несколько тысяч человек. Смотреть светокомпозиции зрители могут и снаружи, находясь на постаменте, представляющем собой конструкцию из огромных серпа, молота и шестерни [4]. Кстати, подобные све­томузыкальные сооружения впервые появились лишь в последние годы - это павиль­он на ЭКСПО-67 в г. Монреале (Канада), ЭКСПО-70 в г. Осака (Япония).

Из советских экспериментаторов довоенных лет можно отметить С. О. Майзеля, А. М. Дымшица, М. В. Матюшина, П. П. Кондрацкого, работающих в области конструи­рования СМИ. Среди работ зарубежных современников Гидони заслуживает внимания инструмент венгра А. Ласло. Основой его СМИ служат четыре диапроектора со смен­ными статическими и динамическими трафаретами, включая и жидкостные. В сере­дине 20-х годов Ласло проводил светоконцерты в разных городах Европы. Позже с подобными СМИ начал работать в специальном зале англичанин Ф. Бентам, исполнив­ший в 1937 г. впервые в Западной Европе "Прометей" Скрябина со светом.

Но наибольший интерес вызывают СМИ американца Т. Уилфреда, объединенные об­щим названием "Клавилюкс". Его первый СМИ был построен в 1919 г. В предвоенные годы Уилфред выступает в США и в Европе в основном с концертами беззвучной "му­зыки света" (рис. 29). В 1926 г. совместно с дирижером Л. Стоковским он исполняет со светом "Шехерезаду" Н. А. Римского-Корсакова. Пульты его инструментов обычно совмещены с ВОУ. В рирпроекционном СМИ четыре проектора, оснащенных сменными перемещаемыми лампами с фигурными нитями, набором поворачиваемых линз на пути луча света и разного рода трафаретов: плоских и объемных, вращаемых, замкнутых в кольцо и т.д. "Клавилюксы" Т.


Содержание  Назад  Вперед