СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ




ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ - часть 11


Рассмотрим эти способы со­здания и использования формообразующих элементов в отдельности.

Если между источником света и экраном поместить непрозрачный предмет, то на экра­не возникает теневое изображение данного предмета. Конечно, теневая, или, как ее еще называют, транспарантная проекция, основанная на подобном принципе (в отли­чие от диапроекции и эпипроекции, использующих линзовую оптику), не позволяет получать на экране четких изображений. Но возможностями этого простого в понима­нии и доступного в конструктивном решении способа формообразования отнюдь не следует пренебрегать.

Размеры тени А, как видно из рис. 14, зависят от расстояния между лампой и тра­фаретом следующим образом: A /a =L/l.

При малых l любое незначительное перемещение трафарета относительно источни­ка света (или наоборот) вызывает заметные изменения размеров тени и ее движения. Степень размытости краев тени "зависит от того, насколько близок источник света к точечному, т.е. насколько малы размеры светящей поверхности. Если размеры этой поверхности значительны, края изображения на экране будут размытыми. Особенно большой и заметной становится зона полутени при смещении источника света к тра­фарету.

Если нить накала имеет сложную форму и большие размеры, на экране могут воз­никать очень интересные полутени неожиданной конфигурации, причудливо меняющи­еся от вращения и покачивания лампы. Но наблюдаемый процесс формообразования почти не поддается управлению, так как характер изменения форм жестко связан с конструкцией лампы. Однако, имея набор ламп с разными нитями, конструктор мо­жет выбирать необходимую, зная, какой световой эффект достигается от каждой из них. Только при использовании ламп с точечной нитью теневые эффекты предсказуе­мы и повторимы в любых условиях.

Особенно сильное искажение теней наблюдается при применении ламп с отражате­лем или с зеркальным покрытием на колбе. В некоторых случаях, при работе в режи­ме рис. 7, б, для увеличения степени причудливости получающихся теневых форм конст­рукторы сознательно выбирают такие лампы, причем с заведомо неточечной нитью.


Содержание  Назад  Вперед