СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ




ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ - часть 10


При этом необходимо учитывать, что в результате развертки световой поток лазера распределяется по площади, в миллионы раз превышающей площадь пятна от луча, а значит, экран не будет очень ярким. Например, для аргонового лазера с мощностью излучения 1 Вт (а это довольно мощный лазер) световой поток будет равным 300 лм. Если площадь экрана 3 X 3 м, коэффициент яркости 1, то, даже если допустить, что коэф­фициент полезного действия оптической системы равен 100%, яркость экрана не пре­высит 10 кд/м2 (а это в несколько раз меньше нормы яркости экрана кино и теле­видения) .

Так же, исходя из распределения светового потока на экране, следует подсчитывать яркость изображения при управлении лазерного света просвечиванием преломляющих оптических сред (куска стекла, кристаллов, натеков прозрачных смол, кюветы с жид­костью и т. д.). При плавном перемещении этих оптических формообразователей на эк­ране появятся подвижные образы, причем с большим количеством полутонов, создаю­щих впечатление объемности изображения. Интересные эффекты получаются при про­пускании лазерного луча через дифракционную решетку, с распределением луча в про­странстве с помощью волоконной оптики. При необходимости управлять интенсив­ностью лазерного луча можно применять оптические клинья или (в системах с раз­верткой луча) модуляторы с использованием поляризационных световых клапанов. Большие перспективы открываются при освоении возможностей так называемого ла­зерного кинескопа, изобретенного советскими учеными.

Но во всех случаях использования лазера - это надо запомнить - необходимо исклю­чить попадание луча, прямого или отраженного от зеркала, в глаза зрителей и исполни­телей. Особую осторожность надо соблюдать при экспериментах в ходе конструирова­ния лазерного СМИ.

Как мы видим из этого краткого обзора, лазер можно использовать в несколь­ких режимах формирования визуальных объектов - проекция самого источника све­та, наблюдение объекта в отраженном свете, проекция на просвет, как это показано на рис. 6, а-в. Для обычных же источников света основным является вариант в, в различных его модификациях представленный на рис. 7.


Содержание  Назад  Вперед