Композиции Ю. А. Правдюка
Для этого, естественно, надо хорошо представлять конечную цель, видеть внутренним взором всю структуру воображаемой световой картины в движении. В этом случае любой предмет, освещаемый цветным светом и перемещаемый в пространстве, может способствовать воплощению на экране убедительного художественного образа.
Естественно, описанный здесь пульт управления так же, как и проекционные ячейки, любители могут модернизировать, автотрансформаторы заменить тиристорами, вообще применить самую современную элементную базу, вместо ватмана использовать фольгу и т. п. Но это будут лишь технические усовершенствования и новшества. Неизменным останется сам принцип формирования светодинамической композиции, предложенный Ю. А. Правдюком и заслуживающий самой высокой оценки, благодарности и признательности у всех, кто причастен к новому искусству.
Большие возможности открылись и при использовании в ВОУ теневой проекции по принципу, представленному на рис. 15, ж и з с дисковыми роторами. С 1963 г. экспериментировал с ними С. М. Зорин, положивший их в основу серии СМИ "Полтава" разной мощности и размеров. В общих чертах концепция изобретателя "Полтавы" близка к позициям Ю. А. Правдюка, с которым С. М. Зорин сотрудничает уже около 20 лет. Все его СМИ сочетают простоту и широкий диапазон возможностей.
Рассмотрим подробно малогабаритный СМИ "Полтава", изготовление которого вполне доступно даже начинающему радиолюбителю. Инструмент состоит из корпуса с набором проекционных ячеек и выносного дистанционного пульта управления. Конструкция проекционной ячейки с узлами цвето- и формообразования представлена на рис. 44. На основании 6 закреплена втулка 15, на которую надет дисковый ламподержа-тель 14 с четырьмя маломощными лампами 7. Во втулке вращается ось 13, на одном конце которой пружинной шайбой 9 фиксирован формообразующий дисковый ротор 8, а на другом - диск 18 фрикционного вариатора. Между диском 18 и корпусом 6 вложена пружина 16 между двумя фторопластовыми шайбами 17. Трехступенчатый шкив с диском 2 вариатора приводится во вращение от внешнего электродвигателя через резиновый пассик 4. Вариатор состоит из ведущего диска 2, обрезиненного ролика 3, и ведомого диска 18. Ролик 3 может перемещаться вдоль оси 1, изменяя передаточное число вариатора.
Трехступенчатый шкив вращается на опоре 5, ввинченной в основание 6. Такое совмещение плавного и ступенчатого изменения частоты вращения вала 13, а также управление частотой вращения ротора электродвигателя допускает вариацию частоты вращения формообразователя в широких пределах (более чем в 100 раз). В ячейке применен реверсивный двигатель ДСДР-2 (220 В, 50 Гц). Частоту вращения его ротора регулируют путем изменения частоты питающего тока от 20 до 200 Гц, вырабатываемого генератором.
Рис 44. Проекционная ячейка СМИ "Полтава"
Рис. 45. Принцип формообразования в СМИ "Полтава-1" (а) и "Полтава-2" (б)
На диске ламподержателя устанавливают четыре лампы. Их можно устанавливать на разном расстоянии от центра диска (определяется экспериментально). Когда горят две диаметрально противоположные лампы, то при вращении формообразователя на экране видны движущиеся навстречу друг другу световые образы. По форме они существенно отличаются от прорезей на формообразователе, так как нить лампы имеет определенную протяженность и конфигурацию. Неподвижные формообразователи 12, так же, как и светофильтры 11, находятся в специальной кассете 10, располагаемой вблизи вращающегося формообразователя.
Лампоцержатель винтом фиксируют на втулке 15 в любом положении. Расстояние от ламп до формообразователя 8 определяет как размер форм на экране, так и их резкость. Если предусмотреть управление осевым перемещением ламподержателя, можно реализовать эффект "наплыва" и "отъезда", т.е. изменение размеров форм (подобно действию трансфокатора при киносъемке). Можно привести во вращательное движение сам ламподержатель, установив на втулке 16 кольцевые токосъемники, а на ламподержателе 14 — пружинящие щетки. Принцип формообразования в рассматриваемом СМИ показан на рис. 45 а.
Пульт управления проекционными ячейками в портативном варианте СМИ "Полтава-!" чрезвычайно прост (рис. 46). Он состоит из переменных резисторов ПП-3 сопротивлением 47 Ом (их число равно числу каналов управления яркостью) и сетевого трансформатора, понижающего напряжение сети с 220 В до 8 В (хотя и применены лампы на напряжение 6,3 В).
Переменными резисторами вручную регулируют напряже ние на лампах, для чего на оси каждого резистора закреплен диск диаметром 100 мм с накаткой на цилиндрической поверхности для удобства поворачивания движка. Диски располагают в ряд на расстоянии 40 мм один от другого (расстояние это зависит от размеров резисторов). Выше ручек управления размещают кнопки, позволяющие реализовать вспышки форм на экране, если это потребуется по ходу развития композиции. Эти кнопки при нажатии замыкают переменные резисторы. На пульте установлены также тумблеры электроприводов. Тумблеры имеют среднее положение и позволяют не только включать и выключать электродвигатели, но и реверсировать их.
Еще один перспективный вариант СМИ транспарантной проекции "Полтава-2" основан на принципе применения двойного барабана (см. рис. 15, д). Его конструктор С. М. Зорин обратил внимание на то, что в СМИ "Харьков", например, световой поток, направленный на экран, ограничен довольно малым телесным углом (угол 8, рис. 40). Формулы (1), (2) показывают, что КПД такого проектора невелик, а большое расстояние от проектора до экрана еще более снижает КПД (вспомним, что освещенность экрана обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света). Конструктор задался вопросом: как, не теряя достоинства барабанного формообразо-вателя, добиться существенного увеличения яркости экрана? Увеличивать мощность ламп не стоит вследствие перегрева проектора, увеличения его габаритов и главное -размывания контура проецируемого изображения из-за большой площади светящего тела этих ламп. В результате поисков и была найдена конструкция ВОУ вида двойной барабан.
Ее преимущества в том, что она позволяет получить большой угол расхождения лучей источника света (сравните, например, угол а2 на рис. 47 и угол в на рис. 40). Это дает возможность значительно уменьшить расстояние от проекторов до экрана (в СМИ "Харьков" расстояние можно было бы уменьшить в 4-5 раз), благодаря чему яркость экрана, естественно, увеличивается.
Резерв яркости экрана позволяет использовать более плотные светофильтры (получать более насыщенный цвет), обеспечивать совмещение с другими видами проекций на тот же экран. Принцип формообразования проекционной ячейки с двойным барабаном иллюстрирует рис. 45, б.
Рис. 46. Варианты пультов СМИ "Полтава-i "
Рис. 47. Формообразующая проекционная ячейка с двойным барабаном
В результате многолетнего экспериментирования удалось найти удобную в обращении и надежную конструкцию проекционной ячейки с двойным барабаном (рис, 47). В цилиндрическом корпусе 1 ее светопроекционным окном (справа по рисунку) размещены два формообразующих барабана 7 и 9 с минимально возможным зазором между цилиндрами. Такое положение барабанов фиксировано доньями 10 и 11, в которые эти барабаны установлены. Дно внешнего барабана приводит во вращение электродвигатель 16 (с редуктором) посредством обрезиненного ролика 7. Электродвигатель шаг-нирно закреплен в держателе 14, и пружиной 15 ролик 7 7 постоянно прижат снизу к дну 11 внешнего барабана. От него к дну внутреннего барабана вращение передается четырьмя обрезиненными роликами 2 (на рис. показаны два из них), укрепленными на качающихся осях 12.
Оба барабана вращаются в противоположные стороны вокруг общего вала 13. Для надежного контакта между доньями они сжаты пружиной 3. Это обеспечивает равномерное и плавное вращение барабанов. Барабаны можно легко извлечь из доньев, перевернуть на 180°.
Конструкция ячейки "двойной барабан" позволяет управлять масштабом изображения перемещением лампы 8 относительно стенки внутреннего барабана 9. Возможно также вертикальное перемещение держателя лампы 5, что используется, как при юстировке всех светопроекционных ячеек и при сведении изображения на одном экране, так и для композиционного совмещения световых образов. Манипулировать источником света при подготовительной работе ВОУ можно вручную, а во время концертного исполнения лучше это делать дистанционно.
Втулка 6 для закрепления источ ника света перемещается относительно верхней крышки 4 проекционной ячейки.
Конструктивную высоту барабанов определяют исходя из выбранного размера экрана и расстояния до него, так как нужно обеспечить заполнение экрана рисунком при любом положении источника света.
Каждый из барабанов можно выполнить двуслойным и управлять сдвигом слоев. Это нетрудно сделать, по крайней мере, для внутреннего барабана, расположив электропривод с подвижным кольцевым токосъемником в центре, над прижимной пружиной 3. Такая конструкция позволяет светохудожнику изменять конфигурацию световых образов, а также управлять их исчезновением или появлением при полной яркости источников света (если сделать промежутки между прорезями, равными по размерам самим прорезям).
Все перечисленные приемы управления формой могут показаться излишне усложненными или трудно выполнимыми. Но зато им сопутствует увеличение числа степеней свободы управления формой на экране, выявленное светохудожником на практике. В некоторых конструкциях изобретатель ввел дистанционное управление сменой цвета. Сделать это нетрудно, поскольку корпус ячейки цилиндрический, а наибольший необходимый на практике угол раскрытия по горизонтали оказался 95°. Следовательно, на цилиндрический корпус проекционной ячейки можно надеть еще один цилиндр, составленный из четырех дуговых секций, изготовленных из цветной пленки. Поворачивая этот цилинрр на 45°, можно окрашивать свет в любой из четырех цветов. Все это позволяет реализовать динамику светового образа по многим параметрам, что недоступно другим известным СМИ.
Рис. 48. Проекционная ячейка СМИ "Полтава-2"
Конструктор испытал также независимый привод для наружного и внутреннего барабанов. Это позволяет вращать барабаны не только навстречу, но и в одну сторону, причем скорость вращения каждого из них можно варьировать в самых широких пре делах. При этом возникает своеобразный эффект "набегания" световых форм.
Внешний вид проекционной ячейки показан на рис. 48, а и б (наверху виден механизм изменения масштаба). Формообразователи изготовлены из латунной фольги, на которую фотоспособом был нанесен рисунок, а затем вытравлен. После травления прямоугольная заготовка свернута в цилиндр и края спаяны. Для увеличения жесткости по окружности цилиндра сверху и снизу припаяна стальная проволока диаметром 1,5-2 мм. Барабаны можно изготавливать также из цветной пленки, можно использовать стеклянные цилиндры.
Один из вариантов СМИ "Полтава-2" для комбината здоровья в Красногорске Московской обл. изготовлен в 1978-1980 гг. СМИ снабжен пультом управления (конструктор Б. X. Нестеренко), выполненным на базе клавиатуры электрооргана "Лель". Ползунковые регуляторы (переменные резисторы СПЗ-23) предназначены для плавного управления яркостью в каждом световом канале. Клавиатуру используют для дискретного выведения проекции на экран, для вспышек и световых "аккордов". Имеется также педаль плавного регулирования общей яркости всей светодинамической композиции. Независимо от того, сколько в эпизоде занято ячеек, все изображения могут быть плавно "уведены" с экрана общей педалью.
Рис. 49. Схема блока усиления мощности СМИ
Рассмотрим некоторые электронные узлы этого СМИ. Узел управления яркостью (рис. 49) собран на печатной плате, укрепленной непосредственно в проекционной ячейке для предельного укорочения токовых цепей. Узел питается сетевым напряжением 220 В через резисторы R4 и R5. Это напряжение выпрямлено диодным мостом VD4 - VD7. На транзисторы поступают трапецеидальные импульсы напряжением 24 В. Сигнал управления напряжением + (0-8) В подведен к базе управляющего транзистора VT2. Параллельно эмиттерному переходу транзистора VТ2 подключен транзистор VTI в диодном включении, образуя генератор тока. Далее сигнал поступает на аналогичную пару транзисторов VT3 и VT4. Если управляющий сигнал отрицателен, пару VTI, VT2 можно исключить.
С увеличением управляющего сигнала открывается транзистор VT4 и начинается заряд конденсатора СУ. Как только напряжение на конденсаторе достигнет порогового уровня язабатывания однопервходного транзистора VT5, он открывается, конденсатор С1 разряжается через первичную обмотку трансформатора 77 (применен импульсный трансформатор ТМ5-27, но можно использовать и любой другой с коэффициентом трансформации 3:1). Со вторичной обмотки трансформатора короткие импульсы тока поступают на управляющий электрод симистора, он открывается до конца полупериода. Таким образом реализовано фазовое управление мощностью нагрузки (лампы накаливания). При отсутствии управляющего сигнала на нить лампы нужно подавать начальное напряжение, достаточное для того, чтобы нить довести до красного каления, - это позволяет линеаризировать характеристику управления. Начальное напряжение подбирают резистором R2. В некоторых проекционных ячейках вместо ламп на 220 В, 150 Вт применены лампы на 127 В, работающие в режиме перекала. На них подают напряжение не более 160 В. Предельный уровень управляющего выходного напряжения устанавливают подборкой резистора R1.
Узел управления частотой и направлением вращения барабанов формообразовате-лей показан на рис. 50. С движка переменного резистора R! управляющий сигнал через резистор R4 подастся на инвертирующий вход ОУ DA1. Напряжение на инвертирующем входе фиксировано на уровне около 4 В делителем R2R3. К выходу ОУ чере? резистор R 7 включен усилитель мощности на транзисторах VT1 к VT2. С выхода этого усилителя ток поступает на обмотку реверсивного двигателя МКМ-2 постоянного тока. Режим управления частотой вращения выбран таким, чтобы при среднем положении движка переменного резистора R1 ротор электродвигателя не вращался. При повороте ручки этого резистора, например влево ротор должен вращаться влево, причем частота вращения его прямо пропорциональна смещению движка от среднего положения.
Рис. 50. Схема узла управления частотой и направлением вращения формообразователя
По такой же схеме собран и привод узла управления масштабом. Разница заключается лишь в том, что резистор R3 установлен непосредственно в ячейке и его движок связан с механизмом перемещения лампы. Как только ручкой управляющего резистора R1 на пульте управления вводят небольшое рассогласование, электродвигатель Ml начинает перемещать лампу и одновременно передвигать движок резистора R3 до тех пор, пока рассогласование не будет скомпенсировано, и ротор двигателя остановится.
Рис. 5!. Композиции С. М. Зорине
Рис. 51. Композиции С. М. Зорина
Завершая описание СМИ "Полтава-2", следует констатировать, что вполне возможно создание гибкого светоинструментария, пусть и не претендующего на универсальность, но способного реализовать необходимое многообразие сложных свето динамических композиций (рис. 51, а, б).
11. СМИ на базе стандартных слайдпроекторов
В радиотехнической литературе последних лет, прежде всего в журнале "Радио", появился ряд описаний простейших так называемых цветомузыкальных инструментов (ЦМИ), обеспечивающих лишь изменение яркости и цвета экрана. В них с помощью современных электронных средств решаются, по сути дела, те же задачи, которые ставили себе в начале века пионеры светомузыки, ограничивающие возможности нового искусства бесформенным цветовым сопровождением музыки. Но решения этих простых задач изобретатели достигают применением довольно сложных схем и конструкций, которые неоправданно удостаиваются порою их авторами высокого звания "цветомузыкальный синтезатор", "цветомузыкальный орган" [15, 18, 19, 32; 33]. Опыт показывает, что удовлетворительную цветовую динамику можно получить более доступными средствами, предполагающими, правда, некоторые сложности при исполнении, -с помощью двух обычных стандартных диапроекторов, направленных на один экран (рис. 52, а). При этом следует пользоваться диапроекторами, которые могут работать с диапозитивными кассетами и специальным двуканальным регулятором яркости, обеспечивающим работу в режиме "наплыва".
Если в диапозитивные рамки поместить не слайды, а чистые светофильтры, и включать диапроекторы поочередно, плавно меняя при этом яркость в каждом из них от минимума до максимума и обратно (рис. 52, б), можно получить практически любую динамику [Скорость смены цвета на экране ограничена техническими возможностями диапроекторов. - Прим. ред.] цвета на экране. Естественно, смена слайда в каждом диапроекторе происходит в то время, Когда его проекционная лампа выключена. Последовательность смены цветов устанавливают заранее выбором порядка светофильтров в кассетах диапроекторов.
Рис. 52. Работа двух диапроекторов в режиме "наплыв" (а) и график изменения их яркости (б)
Рис. 53. Диапроекционный СМИ "Мондриан"
Такой СМИ удобен тем, что цветовые слайды можно легко менять, переставлять в кассете, корректируя цветовую партию произведения. Число слайдов в кассете проектора обычно равно 36 или 50, так что удвоенного их числа, если учесть оба диапроектора, достаточно для сопровождения довольно продолжительных музыкальных произведений. Светофильтры используют или пленочные триацетатные, или желатиновые.
Возможности СМИ на базе слайдпроекторов, как мы видим, ограничены, и если уж работать с бесформными цветными слайдами, то намного эффектнее выглядит картина на экране при использовании нескольких диапроекторов с разнесенными и перекрывающимися полями проекций (рис. 53). Меняя яркость каждого из проекторов, можно получить интересные сочетания цветов в зонах перекрытия проекций. Картины получаются похожими на композиции голландского художника П. Мондриана, поэтому подобное устройство, испытанное в СКБ "Прометей" несколько лет назад, и получило столь необычное название (оно описано в [25, с. 125]).
Но все же диапроекционные СМИ лучше использовать для воспроизведения более сложных световых композиций, сохранив режим "наплыва", только при этом необходимо внести в них элементы формы, рисунка (для светомузыки этот рисунок обычно абстрактный).
Абстрактные по рисунку слайды можно изготовитьв домашних условиях. Их обычно рисуют фломастером, цветным лаком (цапонлаком, глифталевым) на фотопленке со смытым или отфиксированным без проявки эмульсионным слоем. Рисунок можно не только выполнять "от руки", но и формировать различными химическими, механическими и оптическими способами. Изысканные слайды морозных узоров и инея легко изготавливают, например, с помощью раствора гипосульфита или мочевины, нанесенного на пленку (или на тонкое стекло). После высыхания этот узор следует защитить вторым слоем прозрачной пленки. Интересный результат дает мозаичная аппликация из небольших кусков светофильтров, зажатая между двумя тонкими стеклами. В некоторых случаях ее можно кашетировать фигурной рамкой из черной бумаги. И, конечно, удобнее всего создавать абстрактные слайды обычным фотоспособом. Для этого лучше всего использовать обращаемую цветную пленку "Орвохром" или "110". Объектом съемки могут служить не только нарисованные абстрактные картины, узоры или орнаменты, но и объекты природы, снятые в необычном виде, - крупная структура древесной коры, гранита, песка, водной поверхности, световых бликов в листве, микросрезы растений, микроструктура металла, жидких кристаллов и т. д. При этом следует пользоваться различными специальными съемочными насадками, фильтрами, призмами, применять прием "смазывающего" движения при съемке, расфокусировку. Большой запас возможностей трансформации изображения кроется и в использовании специальных приемов обработки пленки и печати - соляризация, двойная экспозиция при копировании, негативная перепечатка и т. д. - здесь поможет вам в работе журнал "Советское фото".
Внимательный взгляд светохудожника может открыть вокруг практически бесконечное количество изобразительного материала - не только для фотосьемки, но и для непосредственного помещения в диапозитивную рамку. Возьмите, к примеру, обычный осенний лист, прогладьте теплым утюгом, обмакните в прозрачный цапонлак, чтобы "зафиксировать" его - и вот на экране причудливая паутина тонких прожилок листа, которая в светокомпозиции может изменить цвет, трансформироваться в рябь водной поверхности и т.
д. Весьма осторожно, только там, где это оправдано художественным замыслом, можно вводить в светомузыкальную композицию и откровенно узнаваемые изображения реальных объектов — солнца, цветов, людей и т. д.
Впрочем, музыкальный монтаж можно построить целиком на реальных изображениях (включая и копии картин художников). Результаты подобного аудиовизуального синтеза напоминают кино, только изображение здесь всегда с большей разрешающей способностью и имеется возможность сиюминутного перемонтажа кадров (слайдов). Подобная форма художественного воздействия получила специальное название "слай-домузыкальные спектакли" и широко применяется сейчас в практике дискотек, в театре, на эстраде, при оформлении выставок. Опыт работы в этом жанре ценен не только сам по себе, но может подготовить и к более сложному визуально-музыкальному синтезу в светомузыке.
Интересный эффект, подобный известному зрелищному приему "Латернамагика", получается, если слайд-композиция содержит изображения актеров, находящихся при этом "живьем"на сцене. В театральных слайд-композициях по сравнению со светомузыкальными задача все же облегчается, так как в "арсенал" изобразительных средств можно включить и покупные слайды. Но и в этом случае остается место для творческой выдумки светохудожника. Например, отпечатайте с цветного слайда цветка черно-белый позитив, вставьте их в смежные кассеты - и на ваших глазах черно-белая фотография розы на экране медленно становится цветной. А это изображение затем растворится в чистом цвете и погаснет (в кассетах соответственно - светофильтр, а за ним -непрозрачный слайд из черной бумаги). Просто, но эффектно! А если одуванчик превращается в солнце или в лицо девушки, из структуры коры медленно "проявляется" изрезанное морщинами лицо старика, которое затем превращается в морщины гор, снятых со спутника или с самолета - налицо яркий и очевидный художественный образ юности и вечности.
Очень впечатляет в слайдомузыкальных программах сочетание в режиме "наплыва" абстрактных и реальных слайдов. И хотя во всех этих случаях на экране нет реального движения световых образов в плоскости экрана, при умелом совмещении слайдов его заменяет временная динамика изображения - конечно, здесь нужен своеобразный талант, вкус, умение согласовывать пластику совмещаемых изображений, и не только по контуру рисунка и сюжету, но и по плотности, и но колориту. Впрочем, не исключено и дополнение слайдовых музыкальных композиций реальной динамикой световых бликов, пятен, волн, как это делает, например, светохудожник С. М. Зорин, оживляя реальные пейзажи движением "облаков", мерцанием воды, вспышками молний. Для этого он дополняет диапроекционные приборы евстоживописными устройствами, которые описаны в предыдущем параграфе.
В подобных аудиовизуальных комплексах желательно использовать диапроекторы с дистанционным управлением сменой слайдов. (Сводный перечень характеристик отечественных диапроекторов см. в [14].) Сами приборы необходимо немного доработать от проекционных ламп сделать отдельные выводы для подключения их к регулятору напряжения. В "Протоне" и "Кругозоре" эти переделки минимальны, так как в них установлены проекционные лампы на 220 В. А в "Альфе", "Свитязе-авто". "Пеленге" применены мощные низковольтные лампы (24 В, !50 Вт), и поэтому в регуляторах, в этом случае, каждый БУМ подключен к силовой обмотке трансформатора соответствующего диапроектора. В диапроекторах с ручной сменой слайдов никаких переделок не требуется, их подключают непосредственно к выходу регулятора. Но но время демонстрации слайцопрограммы их должен обслуживать сам оператор.
В экспериментах, проводившихся в МГУ (г. Москва), С. М. Зорин использовал модернизированные им диапроекторы "Альфа", а регуляторами напряжения служили обычные автотрансформаторы ЛАТР. Широкий интервал вращения ручки управления обеспечивает медленное и плавное изменение яркости лампы диапроектора.
В СКБ "Прометей" выбрали другой вариант установки, испытанный в действии в нескольких конструктивных решениях [44]. Остановимся на одном из них.
Принципиальная схема двух канального электронного регулятора напряжения для работы с диапроекторами "Протон" изображена из рис. 54. Работа подобного устройства управления тиристорами уже была представлена ранее на рис. 49. В этом же регуляторе яркостью источников света упранляют в каждом канале независимо переменными резисторами R6 и R8, ручки которых вынесены па лицевую панель. Устройство управления питается пульсирующим трапецеидальным напряжением, формируемым стабилитроном VD10. В начале каждого полупериода, когда амплитуда сетевого и питающего трапецеидального напряжения равна нулю, происходит одновременное закрывание тиристоров и однопереходных транзисторов и регулятор возврашается в исходное состояние. Очередное открывание этих элементов происходит уже тогда, когда управляющее напряжение достигнет порогового уровня.
Таким образом, в течение каждого полупериода будет происходить открывание тиристора с определенной временной задержкой относительно начала каждого полупериода. Яркость лампы, включенной последовательно с тиристором будет при этом изменяться в зависимости от этой временной задержки- чем она меньше, тем ярче светилампа проектора, и наоборот. Регулируют задержку переменными резисторами R6.
Рис. 54. Принципиальная схема пульта для управления диапроекторами
Чтобы смена слайда производилась в тот момент, когда лампа проектора выключена, переключателем, например SA2, запускают времязадающее устройство на транзисторе VT1, замыкающее на 1 с контактами реле К1.1 цепь смены слайдов. Конструктивно переключатели SA2 и SA3 установлены так, что их контакты замыкаются в крайних положениях соответствующего переменного резистора. Для возможности мгновенного включения одного изображения в наложении на другое в каждом канале дополнительно предусмотрены соответствующие кнопочные выключатели SB1 и SB2 (например, КМ1-1).
Проекционные лампы EL1 и EL2 включены в канале, последовательно с тиристором. Поскольку тиристор пропускает только один полупериод напряжения, для нормальной работы ламп их необходимо питать от отдельного двух полу периодного выпрямителя (на схеме VD6 - VD9) или применить встречно-параллельное включение двух тиристоров в каждом канале. Самым же оптимальным вариантом является использование симметричных тиристоров - симисторов КУ208В или КУ2О8Г. Тогда можно обойтись без дополнительного выпрямителя.
Трансформатор 77 должен обеспечить на вторичной обмотке переменное напряжение не менее 40 В, амплитуда пульсирующего напряжения в цепи питания регуляторов — около 20 В, в цепи питания времязадающих устройств - 18 В. Реле К1 и К2 РЭС15, паспорт РС4.591.004П2. Импульсные трансформаторы Т2 и ТЗ - серийные, например И46 или И-47. Их можно намотать и самостоятельно на кольцах типоразмера КЮхбХб из феррита 1000НН; в каждой обмотке по 40 витков провода ПЭЛШО 0,12.
Конструктивно этот регулятор выполняют в виде небольшого пульта (или встраивают в общий пульт многофункционального назначения). Ручку каждогр из регуляторов удобно сделать в виде длинного рычага, который сопряжен с осью переменного резистора через зубчатую передачу; можно использовать переменные резисторы СПЗ-23а. Переключатели КМ1-1 (SA2, SA3) устанавливают под рычагом так, чтобы в нижнем его положении, когда лампа в канале погашена, происходила автоматическая смена слайда после нажатия рычага на кнопку. Регулятор может быть функционально расширен для управления не двумя, а четырьмя или восемью диапроекторами - в этом случае появляется возможность значительного усложнения композиции. Естественно, при этом удобнее работать с дополнительной системой памяти на магнитной ленте, на которой заранее записывают сигналы управления каждым из диапроекторов.
Возможности подобных многоканальных диапроекционных СМИ в сочетании с полиэкранной экспозицией проверены и за рубежом (под руководством светохудожника Т.
Шусмита их активно и эффективно использует нью-йоркский "Ансамбль светомузыки", который пользуется проекционной аппаратурой "Кодак"). Все подобные устройства на базе диапроекторов с автоматической сменой слайдов необходимо тщательно отрегулировать, добиться четкой и бесшумной работы автоматики. В идеальном варианте проекторы помещают в звуконепроницаемый бокс.
Естественно, возможности диапроекционной техники, использующей автоматическую смену слайдов, не ограничиваются тем, что было описано выше. На этой базе возможно создание оригинальных СМИ, обеспечивающих динамику изображения в плоскости экрана.
Рассмотрим один из вариантов светоэффектного устройства (конструкторы С. Зорин, Б. Нестеренко), работающего совместно с модернизированным слайдпро-ектором "Свитязь" (рис. 55,а).
Прежде всего необходимо изготовить к этому проектору универсальный держатель объектива со стандартной резьбой 42 мм. Это позволяет применять любые фотообъективы с нужным в каждом конкретном случае фокусным расстоянием. Верхняя крышка — от диапроектора "Свитязь-М", так как в ней имеется окно для приставки, позволяющей показывать диафильмы. Вместо этой стандартной приставки в тех же габаритах разработана другая, позволяющая превратить прибор в светоэффектный проектор. Внутри приставки от дополнительного электродвигателя может с разной частотой и в разные стороны вращаться кольцо, например, из негативной черно-белой фотопленки с нанесенным на нее контактным способом рисунком. В кадровом окне противоположные стороны этого кольца поджаты друг к другу и движутся навстречу одна другой на расстоянии около 1,5 мм. Объектив фокусируют на точку между слоями, чтобы слегка размыть изображение от каждого слоя, иначе оно будет слишком "жестким" (резким по контурам). Дополнительный блок позволяет дистанционно управлять сменой цвета формы. Для этого сигналами с пульта приводится во вращение диск из шести разноцветных секторов, перекрывающих луч, выходящий из объектива.
Диск из светофильтров вращается от отдельного электродвигателя в разные стороны с разной частотой. Блоки, управляющие яркостью лампы и вращением роторов обоих электродвигателей, собраны на печатных платах и смонтированы также внутри проектора.
Рис. 55. Светоэффектные устройства на базе слайднроекторов: а — с кольцевой пленкой (конструктор С. М, Зорин): б — с автоматической сменой статоров (конструкция СКБ "Прометей")
Еще большие возможности открываются, если в таких проекторах с автоматической сменой слайдов использовать совмещенные возможности формообразования, представленные на рис. 15 и 17. Конечно, это требует серьезной их доработки, вплоть до изменения оптической системы. В СМИ теневой проекции, как было показано ранее, каждый из проекторов, содержащий одного вида пару ротор-статор, обеспечивает определенный и повторяющийся светодинамический эффект. Для того чтобы получить новую картину, надо прежде всего сменить статор, определяющий общую структуру изображения, что обычно делают вручную, т.е. только во время паузы между музыкальными произведениями. Вследствие этого светохудожник вынужден выходить из положения тем, что оперирует большим числом заранее подготовленных проекционных ячеек с различными статорами (роторы у них тоже могут быть разными, но их вариантность обычно не столь велика, как у статоров).
Если изготовить ротор так, Чтобы его просвечиваемая зона размещалась близко к фокальной плоскости фильмового канала слайдпроектора (рис. 55. б), то статоры можно разместить в рамках от диапозитивов и подавать их в фильмовой канал автоматически, сигналом с пульта. И статор, и ротор изготовляют из контрастной фотопленки, черной бумаги, в которой необходимый рисунок вырезают или выжигают, либо из тонкой медной фольги. В диапозитивную рамку статор, естественно, помещают со своим светофильтром. Таким образом, один модернизированный слайдпроектор может заменить 36 (или 50) обычных последовательно действующих крупногабаритных световых ячеек теневой проекции.
Разумеется, такой проектор должен работать в режиме "наплыв", совместно с несколькими другими подобными проекторами, имеющими роторы с иным рисунком. Добавим сюда возможность реверса и изменения скорости роторов. Несколько проекторов подобного рода позволят обеспечить воспроизведение сложнейших светодинамических композиций большой продолжительности.
12. СМИ линзовой проекции
В качестве основного примера рассмотрим СМИ "Прометей-3" (авторы проекта Б. М. Галеев, Р. Ф. Сайфуллин, В. П. Букатин) . СМИ находится в Казанской студии светомузыки, работает на плоский рирэкран размером 5 Х2,5 м (рис. 56). Структурная схема СМИ показана на рис. 57. Он имеет 12-канальный пульт с такими же рукоятками управления, как в СМИ "Харьков". В пульте использованы узлы стандартного театрального светорегулятора "Спутник-12". (Кроме тоге разработан упрощенный вариант па базе шестиканального регулятора РО1-6, в котором совмещены водном корпусе ПУ и БУМ [26].) На выходе каждого из двенадцати БУМ - входящих в состав светорегулятора (тиристорные блоки РТ-3),- включено шестиканалыюе коммутационное устройство КУ, позволяющее подключать к БУМ во время светоконцерта любой из шести закрепленных за ним световых проекторов и в любых комбинациях. Таким образом, общее число проекционных устройств в СМИ получается равным семидесяти двум. Исполнительными механизмами КУ светохудожник управляет с ПУ непосредственно во время исполнения светокомпозиции. С пульта он управляет также и исполнительными механизмами в ВОУ. Все сигналы управления можно записать в запоминающее устройство ЗУ.
Рис. 56. Зал светомузыки в Казани
Рис. 57. Структурная схема СМИ "Прометей-3"
Рассмотрим вначале ВОУ этого СМИ, которое содержит проекторы разного принципа действия. Остановимся здесь на тех, что основаны на линзовой проекции. Причем линзовую проекцию надо понимать в нашем случае широко: от обычных кино- и диапроекторов до специальных светоэффектных устройств, где линзы используют уже в непривычном назначении.
Одной из самых трудных задач неожиданно явилось создание равномерной цветной засветки всего рирэкрана. Стандартные просветные экраны дневного кино оказались малопригодными из-за наличия "горячего пятна". На экран приходится накладывать изнутри плотно прилегающую папиросную бумагу, кальку, астролоновую пленку или целиком делать экран из этих материалов, сложенных в несколько слоев. Иногда фоновую засветку выполняют зеркальными лампами или несколькими светильниками НП-2. Но, если позволяет глубина заэкранной шахты, удобнее всего использовать упомянутые выше слайдпроекторы в режиме "наплыва" с цветными фильтрами. В случае, если нужна большая мощность, применяют театральные проекторы ПР-1, ПР-3, ПРУ-1. Они снабжены линзами Френеля и создают на экране круглое пятно. Но если их доукомплектовать съемной конденсорной обоймой ОСК-150 или ОСК-200 и короткофокусным объективом, то они могут засветить уже весь экран.
Эти проекторы используют и для создания сложных светодинамичееких композиций. В СМИ "Прометей-3" их сочетают со стандартными светоэффектными насадками ПП-2, УПП-ЭФ. Насадка ПП-2 (см. рис. 17, г) содержит две кассетные рамки с волнистой проволочной сеткой, перемещающиеся в фильмовом канале возвратно-поступательно, со сдвигом фазы одной относительно другой. В театре насадку используют для проекции изображения воды. Заметно меняется фактура изображения, если дополнить эту сетку каплями прозрачной смолы на волнистой проволоке, закрепленными на ней мелкими обрезками пленки, светофильтров, тонкого провода, ниток и т. д.
Картина становится иной при повороте квадратных по форме кассет на 90°. В эти кассеты можно помещать любые плоские оптически неоднородные материалы (рифленое стекло разной текстуры, термостойкие пленки с точечным или линейчатым растром, листы фольги с мелкими фигурными отверстиями). Взаимное движение кассет создает при этом неожиданные световые узоры - мерцающие звезды, колыхания световых волн и т.п.
При помещении в них мелкой капроновой или металлической сетки экран превращается в "холст", по которому затем можно "рисовать" другими светопроек-торами.
Насадка УПП-ЭФ работает с одним конденсором, но с двумя находящимися рядом объективами. Трафареты - вращающиеся соосно диски - обычно изготавливают из тонкого дюралюминия или окрашенного стекла. Здесь тоже пригодны любые структурные просвечиваемые материалы. Причем имеется дополнительный эффект: сочетание резкой проекции с одного объектива и расфокусированного - с другого. При этом резкость можно наводить на любой из трафаретов. Перед объективами иногда помещают дисковые многоцветные светофильтры (рис. 58). В самой насадке предусмотрен дискретный выбор значений частоты вращения трафаретов. При замене электродвигателя на управляемый, регулировать частоту вращения можно дистанционно.
Во всех этих проекторах непосредственно перед движущимися трафаретами предусмотрена возможность закрепления светофильтров и неподвижных трафаретов, которые целесообразно применять при необходимости воспроизведения контурных и локальных образов, проецируемых на общий чистый или фактурный фон. Естественно, структура статического изображения сама участвует в формировании проецируемого образа.
Размер проецируемого светового образа можно менять при подготовке композиции путем перемещения проектора за экраном на подвижной платформе и использования стандартных театральных объективов сразнымфокуснымрасстоянием. На платформу (на полки) проекторы ставить удобно при наличии невысоких напольных штативов ШП. Высокие штативы ШТУ-1 предназначены для легких проекторов, а ШТУ-2 -для тяжелых (с обоймами, насадками). Необходимо учитывать и то, что все эти проекторы снабжены специальными кабельными разъемами ШТ-20 и UITC-40.
Рис. 58. Театральный светоэффектный проектор
Кроме мощных театральных приборов имеются и небольшие, например, выполненные на базе стандартного слайдпроектора "Горизонт" (рис. 59) и диапроектора "ЛЭТИ-60М" (рис. 60), который предназначен для демонстрации диафильмов.
Для этого у него имеется съемный фильмовый канал с механизмом протяжки ленты. На его базе изготовлена эффектная насадка, в которой вращаются два дисковых трафарета так, как показано на рис. 17, д.
Естественно, здесь пригодны в качестве трафаретов все варианты абстрактных слайдов, описанные в предыдущем параграфе,только изготавливают их круглыми, а не квадратными. Кроме того, применяют плоские жидкостные кюветы с красителями, с погруженными в них стеклянными шариками и т. п. Звездное мерцающее небо можно получить, сделав оба трафарета из черной бумаги с мелкими отверстиями. Звезды начнут испускать лучи, если перед объективом поместить лист стекла с тонкими мазками вазелина. Лучи перемещаются при вращении стекла.
Рис. 59. Светоэффектный проектор с двуь:я дисковыми роторами
Рис. 60. Проектор "Калейдофон" (на базе "ЛЭТИ-60М") с комплектом насадок и объективов
Кроме того, предусмотрена работа проектора с калейдоскопическими насадками (с трех-,четырех-, пяти- и и-гранными зеркальными призмами, см. рис. 61, а, б). Основание призмы вплотную примыкает к вращающемуся трафарету. Длина призмы должна быть равна 0,95 длины фокуса объектива. Объектив можно изготовить из одной линзы с фокусным расстоянием 150...200 мм, помещенным в свою оправу. Для наводки на резкость оправа перемещается по тубусу в пределах 30 мм. Чтобы исключить нежелательные двойные отражения, надо применять зеркала поверхностного напыления. Подробные сведения об изготовлении калейдоскопических проекторов можно получить в соответствующих изданиях [39].
Кроме объективов, позволяющих проецировать на экране сложнейшие меняющиеся калейдоскопические картины разной степени симметрии (рис. 62, а), применяют особый деформирующий объектив. Для этого внутрь тубуса помещают цилиндры из гладкой или гофрированной зеркальной пленки (рис. 61, в). Тогда любое проецируемое изображение окружает колышащийся аморфный ореол. Меняя фокусировку, легко получить феерические образы космических образований с "протуберанцами", фантастические "цветы" и т.
п. (рис. 62, б).
Все перечисленные выше проекторы обеспечивают неожиданные эффекты, если све-тохудожник преднамеренно использует их в непривычном, краевом для обычной диапроекции режиме. Необходимо внимательно ознакомиться со всеми искажениями, недостатками, которыми страдает обычная оптика. Если в традиционной проекционной оптике конструкторы прилагают все усилия для того, чтобы устранить комы, аберрации в оптических системах, то при взгляде на эти дефекты глазами светохудож-ника, они неожиданно откроются нам как поразительные светоживописные эффекты. Поэтому иногда преднамеренно приходится использовать, так сказатъ, плохие объективы (с одной линзой, с "зазеркаленным" тубусом и т. д.).
Рис. 61. Принцип действия "Калейдофона" (а) и исполнение калейдоскопических (б) и деформирующих (в) насадок
Техника кино предназначена для репродуцирования, а техника СМИ - для продуцирования изображения. Естественно, подвластной будет эта необычная оптическая техника лишь тому, кто сумеет понять природу дефектов и предельно выявить их светоживописный потенциал. И законы формообразования такой продуктивной световой проекции намного сложнее, чем в обычной геометрической оптике, которая лежит в основе кинотехники. Светомузыкальная же техника еще ждет теоретического обоснования общих принципов формообразования. А пока его нет, приходится полагаться на эксперимент, на светотехническое чутье, которым обладают лучшие конструкторы СМИ.
а) б)
Рис. 62. Проектор "Калейдофон" в действии
Расскажем о некоторых находках, используемых в СМИ "Прометей-3".
Если взять известный всем зеркальный шар (рис. 63) и подвести к нему вплотную линзовые прожекторы ПР-300М, то при их расфокусировке на экране поплывут световые шары.
Направим линзовый прожектор ПР-05 (или ПР-1) на плоскую ванну с водой, на дне которой лежит зеркало - при колебании поверхности воды, положим, от струи воздуха от вентилятора, на экране будут видны блики "пламени".
Как получить движущийся по кругу шар? Надо взять для этого зеркальный отражатель от прожектора с отверстием в середине и поместить туда небольшую вращающуюся лампу. Изготовить отражатель можно и самостоятельно из зеркальной пленки, обклеив ею изнутри старый комнатный нагреватель-рефлектор.
Свет от любого описанного выше проектора, направленный предварительно на зеркальную пленку, даст на экране при отражении сложнейшую светодинамическую картину. И результат в значительной степени будет зависеть от формы и движения самого отражателя.
Яркие и контрастные проекции обеспечивает метод, иллюстрированный рис. 15, з, если крупные круглые отверстия на обоих дисковых роторах закрыть линзами, а в промежутках просверлить небольшие отверстия (диаметром 2 — 4 мм). Пример решения такого светоэффектного проектора показан на рис. 64. Линзы и отверстия проецируют на экран движущиеся и деформирующиеся изображения светящейся нити лампы. Деформация здесь довольно сложная, так как линзы и отверстия "наезжают" одни на другие в разных сочетаниях, проекции при этом неузнаваемо преображаются. Причем на ближнем экране изображение будет иным (рис. 65, а), чем на внешнем, дальнем (рис. 65, б),. На основе этого метода построена установка "Диско", переданная СКБ "Прометей" в серийное производство. Она сочетает режим АСМУ и СМИ с четырьмя каналами ручного управления (схема его БУМ показана на рис. 21). А в СМИ "Прометей-3" использован комплект из нескольких ВОУ этой установки. Имея набор светофильтров, разных линзовых и теневых трафаретов, подбирая лампы с разными фигурными нитями, устанавливая нити под разными углами, получают довольно интересные зрелищные эффекты, вносящие свой вклад в палитру светомузыканта.
Все эти специальные приемы линзовой (и эквивалентной ей зеркальной) проекции отличаются богатством фактуры, глубиной и контрастностью изображения, чего не могут обеспечить обычная диа- и теневая проекции. Но противопоставлять их не следует, они не исключают друг друга, подобно тому, как сосуществуют в живописи акварель, пастель, темпера и масло.
Поэтому и в зале казанской студии "Прометей", как и в экспериментах Ю. А. Правдюка, С. М. Зорина ужгородской студии светомузыки, используют арсенал различных проекционных средств, которые мы представляем здесь в разных параграфах лишь для удобства их анализа. с
Рассмотрим теперь более подробно устройство и работу электрических и электронных узлов СМИ "Прометей-3". На рис. 66 изображены принципиальные схемы одного сквозного канала СМИ: от регуляторов ПУ до ВОУ. Нарис.67 показан общий вид ПУ.
Рис. 63. Способ проецирования световых шаров
Регулировочный трансформатор 1Т1 представляет собой две соосно установленные катушки, внутри которых находится подвижный ферритовый стержень, механически связанный с рукояткой управления. При изменении позиции стержня от одного крайнего положения до другого напряжение на вторичной обмотке изменяется от 0 до 6,5 В. После выпрямления оно поступает на управляющие входы тиристорных регуляторов БУМ. Первичная обмотка питается напряжением повышенной частоты (150 Гц), которое формируется преобразователем частоты, собранным на трех одинаковых дросселях насыщения LI - L3, соединенных звездой. Нагрузка преобразователя частоты — конденсатор С1, предназначенный для выделения и стабилизации напряжения третьей гармоники сети, мощный нодстроечный резистор R1 и первичная обмотка трансформатора T1.
Тумблером SA1 включает весь СМИ сразу - контакты тумблера замыкают цепь питания реле К1, которое своими контактами Kl.l - K1.4 подключает к сети преобразователь частоты и блок питания БП. Одновременно в БП срабатывает мощный магнитный пускатель и подключает к сети БУМ (на схеме пускатель не показан).
Кнопками 1SB1 - 12SB1 можно получить мгновенные яркие вспышки света. Конструктивно они совмещены с клавишами, расположенными непосредственно под рукояткой управления соответствующего канала.
Элементы управления коммутационным устройством КУ вынесены на отдельное наборное поле, расположенное в ПУ.
Наборное поле выполнено в двух взаимозаменяемых модификациях: на тумблерах и сенсорных датчиках. При замыкании цепи, например, тумблером 1SA1 управляющий сигнал поступает через согласующий резистор 1R1 на базу транзистора 1VT1, работающего в ключевом режиме. С приходом управляющего сигнала транзистор открывается, открывая тиристор 1VS1 в цепи питания мощного реле 1К1, которое своими контактами 1К1.1 подключает источник света ВОУ к БУМ1. Одновременно маломощным реле (на схеме не показано) включается цепь управления исполнительного механизма ВОУ. Такая система управления ВОУ позволяет значительно снизить уровень шума в зале, поскольку одновременно работает, как правило, ограниченное их число.
В ПУ и КУ используемые радиоэлементы имеют следующие технические данные. Дроссели Ы - L3 выполнены на магнитопроводе Ш15Х20, содержат по 1800 вит, провода ПЭВ-2 0,33. Первичная и вторичная обмотки трансформатора 1Т1 намотаны на полом цилиндрическом каркасе из тонкого картона, внутри которого свободно перемещается ферритовый стержень. Первичная обмотка содержит 2500 витков, вторичная -2000 витков провода ПЭВ-2 0,12. Трансформатор 77 выполнен на магнитопроводе Ш15Х20, первичная и вторичная обмотки содержат соответственно 500 и 100 витков провода ПЭВ-2 0,25. Реле К1 - ПЭ20-220 В; реле 1К1. . J2K6 - РПУ-21УЗ; резистор R1 - ПЭВ50; конденсатор С1 - МБГЧ-1 2 мк X 500 В.
Конструктивно КУ выполнено на двух стойках, на каждой из них установлены шесть блоков управления и блок питания схемы. В каждом блоке управления на одной плате собрано шесть ячеек силовой коммутации со своими реле.
Более гибким и удобным по функциональным возможностям является наборное поле, выполненное на сенсорных элементах. Отличительная особенность такого поля
заключается в том, что переключение цепей исполнительных устройств происходит в момент касания пальцем сенсорных контактов. Разработанная для СМИ сенсорная ячейка позволяет выбирать один из трех различных режимов работы, которые используются во время светоконцертов - включение и удержание в рабочем состоянии исполнительных устройств только на время касания сенсора, включение касанием и выключение повторным касанием этого же сенсора; зависимое переключение между соседними сблокированными контактами касанием включают цепь первого сенсорного канала (на последующие касания этот сенсор уже не реагирует), при касании второго сенсора, сблокированного с ним, первый канал отключается, а второй, наоборот, включается и т.
д.
Рис. 64. Светоэффектное ВОУ "Диско" с комплектом дисковых роторов
а) б)
Рис. 65. Установка "Диско" в действии
Рис. 66. Принципиальная схема одного сквозного канала управления СМИ "Прометей-3"
Принципиальная схема двух сенсорных каналов показана на рис. 68, а, временные диаграммы его работы — на рис. 68, 6.
Генератор, собранный на микросхеме DD5, вырабатывает короткие положительные импульсы длительностью 30 не и частотой 1 МГц. В исходном состоянии на выходе элемента DD1.1. формируются отрицательные импульсы. При касании контакта Е1 на выходе элемента DD1.1 формируется единичный уровень, что приводит к переключению порогового устройства, собранного на элементах DD2.1, DD2.2, и это его состояние будет сохраняться на все время касания контакта E1. Напряжение с порогового устройства поступает на счетный вход триггера DD3.1 и на контакт 2, переключателя режимов работы сенсора SA1. Триггер DD3.1 переключается при касании сенсора. В зависимости от положения перемычки на переключателе SA1 сенсор работает в одном из трех режимов.
Если перемычкой замкнуты контакты 2-3, то в первом режиме напряжение на выходе будет только при касании сенсора Е1. Когда замкнуты контакты 1 — 3, сигнал на выход поступает с триггера DD3.1. В этом режиме сенсорное устройство включается и выключается только кратковременным касанием. О рабочем состоянии сенсора, независимо от режима работы, сигнализирует лампа НЫ - СМН9-60, подключенная к выходу сенсора через элемент DD1.2. Конструктивно сенсор Е1 и лампа HL1 совмещены, т. е. он выполнен в виде металлической площадки с отверстием в центре, под которым располагается сигнальная лампа HL1. В третьем режиме — работа двух сенсорных каналов на взаимоисключение - нужно замкнуть выводы 9, 11 при замкнутых контактах 1 и 3 переключателя SA1. При таком соединении между каналами касанием сенсора Е2 изменяют уровень напряжения на выходе 1. Если же замкнуть также выводы 8 и 12, 4 и 6 переключателя SA2, то каналы одновременно включенными быть не могут.
К выходу 1 и выходу 2 каналов подключают исполнительные устройства (непосредственно или через согласующие элементы - например, блоки 1РК1, 1РК2 и т.д. коммутационного устройства КУ), они в свою очередь, подключают выход БУМ1 к той или иной нагрузке.
Рис 67. Внешний вид пульта управления
Рис. 68. Принципиальная схема сенсорного переключателя
В качестве БУМ использована стойка тиристорных регуляторов и коммутации СТРК-3-12. В ее состав входят автотрансформатор АТ-36 с выходным напряжением 260 В и двенадцать регуляторов РТ-3-220. Стойка работает без каких-либо изменений.
13. Лазерные СМИ
Лазерные СМИ (или ЛСМИ) получили широкое распространение в последние годы и у нас в стране, и за рубежом [35, 45]. Фирма "Сименс" выпускает с 1970 г. сценические лазеры большой мощности.
Заранее хотелось бы оговорить, что во всех типах ЛСМИ конструктивное решение облегчается возможностью подводить луч к проекционному узлу практически из «любой точки помещения с помощью ряда зеркал, закрепляемых на поворотных штативах. В дальнейшем упоминания об этих зеркалах в описании опущены.
Рассмотрим теперь, как действуют наиболее распространенные ЛСМИ, использующие способ просвечивания лазерным лучом оптически неоднородных сред (рис. 69). Отметим, что картины эти при всей привлекательности обьино очень капризны в управлении, трудно фиксируемы и чаще всего непредсказуемы, резко изменяются, не поддаваясь повторному воспроизведению. Прежде всего здесь идет речь об экспериментах с использованием в качестве просвечиваемых объектов (формообразователей) разного рода обломков стекла, хрусталя, двигаемых в поле луча рукой либо различными механическими устройствами (вращающимися платформами, кинематическими узлами поступательного движения). К сожалению, иногда конструкторы ограничиваются этими броскими эффектами, эксплуатируя доверие зрителя, очарованного магией слова "лазер" и необычностью самого лазерного луча. И цели, и результаты таких экспериментов в этом случае не выходят за рамки откровенного аттракциона.
В подоб ном воплощении лазерные эффекты применимы скорее всего в дискотеках, разного рода коммерческих шоу и т.д. Но при разумном использовании этого приема, требующем трудолюбия и терпения, возможно создание формообразователей, обеспечивающих предсказуемость как самих фигур на экране, так и характера их движения. Так, чешский светохудожник И. Свобода сумел добиться в своих постановках впечатляющей картины, используя сценический лазер фирмы "Сименс" BD-11 (рис. 70). Многоцветные лучи аргонового и криптонового лазеров Е1 и Е2 проходят через модуляторы U1. . .U3, отражающие и полупрозрачные зеркала 31, 32, призму Я, светофильтр С и попадают в микрообъективы, установленные в револьверных головках МО1, МО2. Эти микрообъективы в каждом комплекте отличаются разным углом расширения лазерного луча. Затрм свет попадает на сдвоенные трафареты-формообразователи ФО1 и ФО2, создавая в конечном итоге на экране динамику многокрасочной лазерной проекции. Ее структура зависит от типа сменных элементов формообразования и управления всеми остальными элементами.
Рис. 69. Лазерные эксперименты в ЭСЭМ (г. Москва)
Рис. 70. Сценический ЛСМИ фирмы "Сименс"
Подобного рода ЛСМИ разрабатывают и советские изобретатели (Д. В. Михалев-ский, Ю. В. Спицын, М. Б. Шпизель и др.). Интересные эффекты получают в ужгородской студии светомузыки, пропуская луч через сложные дифракционные решетки. Рассмотрим подробнее один из наиболее удачных проектов (конструктор С. М. Зорин). В нем (рис. 71) творчески развита идея, заложенная в предыдущем ЛСМИ.
Лучи света от трех лазеров с помощью одного зеркала с поверхностным напылением 31 и двух дихроичных зеркал 32 и 33 сводятся в один пучок (на самом деле они идут параллельно на минимальном расстоянии, что в данной конструкции даже предпочтительнее, чем полное их слияние). Суммарный трехцветный пучок лазерных лучей направляется в формообразующее устройство, представляющее собой подвижную вертикальную раму Р, перемещающуюся на роликах на подвижном горизонтальном основании с помощью реверсивного электродвигателя МЗ и червячной передачи.
Управляю щие сигналы поступают на этот электродвигатель с дистанционного пульта управления и заставляют раму перемещаться возвратно-поступательно в горизонтальной плоскости по желанию оператора-светохудожника. В раме Р имеются два отверстия, сквозь которые в сторону экрана проходят два луча, сформированные полупрозрачным зеркалом 34 и зеркалом 35. Оба эти зеркала имеют возможность поворачиваться с помощью электродвигателей Ml и М2.
В отверстиях рамы посредством бесцентрового крепления в кольцеобразных держателях установлены формообразующие диски ФО1 и ФО2, изготовленные из листового органического стекла толщиной 0,5-1 мм. Кольцевые держатели с этими дисками могут вращаться от сельсинов С1 и С2 через промежуточные обрезиненные ролики. На формообразующие диски наносят либо неоднородный слой прозрачного материала толщиной 1-2 мм, либо спиральную рельефную дорожку, как на грампластинке, только с ббльшими перепадами глубины.
Червячная пара, передающая движение от электродвигателя МЗ, подобрана таким образом, чтобы перемещать раму вместе с формообразователями на один шаг спиральной дорожки за один оборот дисков.
Рис 71. Принцип действия многоцветного ЛСМИ
С помощью поляроидных дисков Ш-ПЗ, эксцентрически закрепленных на своих электроприводах (на рисунке не показанных), можно менять яркость луча каждого из трех лазеров. Это позволяет гибко регулировать колорит общей многоцветной картины на экране. Диски приводят в движение двумя парами сельсинов. Сельсины-датчики устанавливают на пульте управления. Оельсинный привод позволяет не только вращать диски, но и покачивать их на любой угол — от широкой раскачки до дрожания з пределах менее одного градуса. Управляя электродвигателем дистанционно, можно или заставить луч двигаться ло спирали, или пустить луч поперек ее витков.
Если ториы полупрозрачного зеркала 34 покрасить черной краской, а само зеркало вращать вокруг вертикальной оси. то от канала 1 получится на экране мерцающая картина, напоминающая отражение в неспокойной воде или игру пламени, а во втором канале - та же картина, что и при неподвижном зеркале, но только линии на экране будут не сплошные, а прерывистые, причем частота штрихов будет зависеть от частоты вращения зеркала.
Можно также управлять размером (масштабом) изображения независимо в каждом канале, для чего объективы 01 и 02 с помощью реверсивных электроприводов (нарисунке также не показаны) перемещают вдоль оптической оси; в простейшем случае объективом может служить одиночная линза, которую можно не только перемещать вдоль оси, но и поворачивать ее плоскость, что приводит к дополнительным преобразованиям изображения.
Умелая вариация всех перечисленных параметров позволяет получать "текучие", подвижные, танцующие многокрасочные проекции, состоящие из тончайших линий, сплетенных в ажурные объемные структуры (рис. 72).
Иного характера изображения (лазерная графика) получаются в ЛСМИ с механической разверткой луча. По сути дела, эти устройства представляют собой осциллографы с большим экраном, и изображение строится по принципу формирования известных в радиотехнике фигур Лиссажу, всегда привлекающих своей причудливой формой и самих инженеров. Только з ЛСМИ светохудожник сознательно формирует и выбирает те фигуры, которые наиболее соответствуют светомузыкальному сценарию (партитуре) .
СМИ лазерно-графической проекции отличаются от описанных ранее не только структурой изображения (сравни рис. 69 и 73), но и способностью к повторению, и предсказуемостью образов.
Простейший эффект осциллографической развертки может быть достигнут с помощью следующего устройства (рис. 74). Небольшое круглое зеркало закрепляют на оси электродвигателя под небольшим углом а. В зависимости от а изменяется телесный угол ft определяющий размер получающейся на экране окружности. Этот отраженный луч может быть направлен на вторую такую же систему, и на экране получится уже кольцо с петлями (круговая циклоида) [42].
Более сложные узоры получатся, если в качестве развертывающих устройств использовать магнитную систему с катушкой динамической головки прямого излучения (рис. 75). К центру диффузора головки приклеивают легкое удлиненное зеркало.
Под зеркалом помещают брусок из пенопласта. -Другой конец зеркала приклеивают к краю диффузора. Клей должен быть эластичным, например Н88. Луч от зеркала первой головки попадает на зеркало второй. Результирующей проекцией фигур Лиссажу управляют так же, как и в осциллографе — изменением частоты звуковых генераторов, питающих головки, амплитуды,модуляцией по яркости и т.д. Импульсную модуляцию луча по яркости создают либо механическим прерывателем (вращающейся на пути луча крестовиной), либо стандартным электронно-оптическим модулятором, работающим по принципу светового клапана (они безынерционны и могут модулировать луч сигналами разной формы). При этом фигуры Лиссажу превращаются в точечное кружево. Необходимость обращаться к модуляторам отпадает при использовании импульсных лазеров с перестраиваемой частотой импульсов. Естественно, любой реальный ЛСМИ должен содержать несколько таких лазерных проекторов с лучами разного цвета.
Рис. 72. Лазерные эксперименты С. М. Зорина
Рассмотрим подробнее ЛСМИ с осциллографической разверткой, разработанный в СКБ "Прометей" (конструкторы А. Е. Шумилов, А. И. Нефедов). Были созданы два варианта малогабаритных развертывающих устройств. 3 первом из них зеркало колеблется в двух измерениях, его приклеивают к круглой площадке с перпендикулярным к ней стержнем, выточенным из магнитомягкого материала. Стержень помещают между наконечниками двух пар катушек электромагнитов, на обмотку которых подают сигналы с X и Y генераторов. Обычные звуковые генераторы неудобны тем, что их перестройка связана с прохождением через промежуточные частоты. При этом картина сбивается и фигуры Лиссажу разрушаются. Поэтому в ЛСМИ предусмотрен дискретный набор значений частоты с небольшой их расстройкой, обеспечивающей биения (т. е. вращение или пульсации фигур Лиссажу).
Функциональная схема пульта управления ЛСМИ представлена на рис. 76. Лазерные световые композиции с помощью этого пульта формируются следующим образом.
Рис. 73. Эпизод действия "Лазериума" (И. Драйер, США)
Рис. 74. Развертка луча по окружности
Рис. 75. Развертывающее устройство - механический осциллограф
Рис. 76. Функциональная схема пульта управления ЛСМИ
Пульт состоит из 12 идентичных формирователей сигналов (ФС), соответствующих 12 фигурам, каждый из которых содержит генератор синусоидальных сигналов (G1), фазовращателя (VI), а также двух регуляторов: частоты (1R1) и уровня (IR2) сигнала. Таким образом на выходе каждого формирователя образуются два сигнала, сдвинутых по фазе на 90°. Все эти сигналы поступают затем на два независимых сумматора Е1 и Е2, в результате чего образуются два канала развертки луча по X и Y координатам. На выходе каждого сумматора имеется регулятор масштаба изображения (R% и Ry), и после усиления по мощности (А1 и А2) сигналы поступают на устройства В1 и В2 блока отклонения (БО).
Генераторы в формирователях настроены на следующие частоты: 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500, 1000, 1050, 1100 и 1200 Гц. При верхнем положении регулятора уровня, например 1R2, сигнал генератора заставит луч описывать на экране окружность. При добавлении к этому сигналу других, более высокочастотных, конфигурация окружности будет усложняться.
При одновременном введении регулятора 1R2 и любого из регуляторов 2R2-8R2 на экране получаются плоские фигуры, а псевдообъемные фигуры - при введении 2R2 - 8R2 и любого из регуляторов 9R2 - 12R2. Переменой отношения напряжений сигналов регуляторами 1R2 - 12R2 можно изменять параметры фигур. Если сигналы с регуляторов 1R2 - 8R2 и 9R2 - 12R2 включать не по одному, а группами, то число фигур увеличивается. Изменяя в небольших пределах частоту генератора G1 резистором 1R1, фигуры можно заставить вращаться в нужном направлении с желаемой скоростью [43].
Эксперименты показали, что самодельные малогабаритные развертывающие устройства плохо работают на относительно высоких частотах, и вблизи частоты собственного резонанса происходит нежелательная деформация результирующей картины.
Поэтому в качестве развертывающих устройств рекомендуется использовать в комплекте с этой схемой механический осциллограф, подобный, показанному на рис. 75. Но и здесь амплитуда колебания на высоких частотах недостаточна, что необходимо компенсировать усилением мощности в каналах.
14. СМИ с установками "пространственной музыки"
Обратив внимание на широкую практику применения эффекта "движущегося звука" на сцене драматического театра, авторы книги выступили в свое время с предложением более гибкого и активного использования этой новой "степени свободы" звукового материала при воспроизведении музыки электроакустическим способом.
В понимании авторов "пространственная музыка" предполагает возможность свободного и плавного перемещения звуков определенных инструментов по любым траекториям в плоскости или объеме экрана согласно законам уже собственно музыкальной драматургии ( с повторением, подчеркиванием мелодической кривой, визуализацией тематического развития, с которым инструментовка тесно связана). Разумеется, восприятие этих траекторий будет не таким четким, как для зрения, с заведомо худшей разрешающей способностью, но при полном охвате "поля слуха" источниками звука определенный эффект достигается. Обычно "пространственная музыка" всегда сочетается со светомузыкой, усиливая ее действие.
Исходя из данного понимания целей и возможностей "пространственной музыки" и была сконструирована многоканальная аппаратура, позволяющая непосредственно самому музыканту управлять с помощью пульта свободным перемещением звука в любом помещении. Принцип действия установки объясняется на рис. 77.
Сигналы 1,2 . . ., п со звуковоспроизводящего устройства (ЗВУ) В1 распределяются по соответствующим независимым пультам управления S1 - Sn. Каждый пульт содержит I приемников света Я и перемещаемый над ними излучатель света И. Под действием света приемники формируют на выходах 1. . .i переменные сигналы, подаваемые на вход усилителей А1 - Ai.
Рис. 77. Обобщенная структурная схема установки "пространственной музыки"
Звуковые сигналы после усиления воспроизводятся через соответствующие громкоговорители ВА1 - BAi, расположенные в зале. В зависимости от того, в какой последовательности управители будут воздействовать на датчики в пультах, соответственно перемещается и звук от одного громкоговорителя к другому. Громкоговорители в зале размещают на стенах, полу и потолке таким образом, чтобы при переходе звучания от одного громкоговорителя к соседнему не возникало ощущения провала звука по громкости. Для удобства управления светоприемники П в пультах располагают в таком же порядке, как и громкоговорители в зале.
Возможны другие варианты пультовых устройств, позволяющих управлять перемещением звука по произвольным траекториям, — с помощью механических переключателей, панорамных регуляторов, электроакустических преобразователей, индуктивных и емкостных датчиков и т. д. В первых наших экспериментах был проверен вариант электроакустического преобразования. Французские инженеры испытали в свое время четырех канальную установку на индукционных датчиках. Пульт содержал набор катушек, а оператор водил по пульту обычным магнитом. На выставке ЭКСПО-70 использовались сенсорные датчики, а сам пульт был выполнен в виде шара, соответствующего сферической конструкции зала.
Рассмотрим подробнее проверенный нами на практике вариант решения пульта, в котором использовано световое управление перемещением звука и его громкостью (на рис. 78 - внизу). Таких пультов в установке - два (т. е. согласно рис. 77, п = 2). На пульте установлены фоторезисторы, включенные в цепь управления регулируемыми усилителями звукового сигнала. В руках оператора находится фонарь, который формирует световое пятно с уменьшающейся к краям яркостью. В зависимости от уровня освещенности фоторезистора изменяется и громкость звучания в громкоговорителе соответствующего канала. Размер светового пятна и расположение фоторезисторов на пульте выбраны таким образом, что одновременно может засвечиваться не более двух фоторезисторов.
Усилители мощности, как это видно на рис. 78, скомпонованы в отдельные стойки, причем в каждой стойке находятся 12 двухканальных усилителей мощности и блок регулируемых усилителей-коммутаторов. Усилители мощности стандартные, "Электроника Б1-01". Они включены так, что их стереоканалы полностью независимы и работают от своих входных сигналов. Пульт управления - автономный и соединен с усилителями-коммутаторами жгутами.
Принципиальная схема одного канала управления этой установки приведена на рис. 79. Если амплитуда входного сигнала не меньше 0,1 В, то сигнал через предварительный усилитель УПП-1 и усилитель мощности поступает на входы регулируемых усилителей. Если же амплитуда мала (у микрофонных сигналов несколько милливольт), подключается дополнительный микрофонный усилитель УПМ-1. Необходимый уровень входного сигнала в обоих случаях устанавливают резистором R1.
Рис. 78. Общий вид электронного блока; на переднем плане - два автономных световых микшера с управляющими фонарями
Каждый усилитель собран на микросхеме DA1 и транзисторе VT2 и содержит регулируемый делитель напряжения на входе. Регулирующим элементом этого делителя является транзисторная сборка DA2, содержащая четыре независимых МОП транзистора. Делителем напряжения на резисторах R9, R10 устанавливается на затворах отрицательное по отношению к истоку напряжение, при котором все транзисторы сборки открыты и замыкают на общий провод входной сигнал каждого усилителя, поэтому звука в громкоговорителях нет.
Если же на затвор МОП транзисторов подать увеличивающееся положительное управляющее напряжение, они начнут закрываться, ослабляя шунтирующее действие, и на выходе каналов появится звук и будет увеличиваться его громкость. Однако высокая и почти линейная крутизна характеристики МОП транзисторов затрудняет их управление аналоговыми сигналами. Для устранения этого недостатка и расширения диапазона регулирования на входе каждого транзистора включена логарифмирующая цепь из резистора и диода (в первом канале R22, VD4).
Управляющее напряжение формируется в ячейках ПУ при освещении фоторезистора (в первом канале R23) и в зависимости от уровня освещенности меняется в пределах от 0 до 5 В. Кроме того в ПУ размещены два стабилизатора напряжения для питания этих формирователей и лампы EL1 управляющего фонаря. Первый стабилизатор собран на транзисторах VT5, VT6, второй - на транзисторах VT7, VT8. Стабилизированное напряжение питания лампы ЕЫ можно плавно регулировать в пределах от 3 до 13 В, подбирая рабочий уровень освещенности фоторезисторов на пульте.
Для удобства управления целесообразно выделить в ПУ, например, цветом зоны, соответствующие полу, стенам и потолку, где расположены громкоговорители. Необходимым также является дублирование фоторезисторов и распределение их в ПУ таким образом, чтобы при любых траекториях светового пятна в громкоговорителях не было пропадания звука.
При налаживании установки следует один раз установить уровень громкости усилителей мощности и зафиксировать положение регуляторов, а в дальнейшем изменять громкость звучания общим регулятором R1. Использование транзисторной сборки значительно облегчает процесс налаживания, поскольку все четыре транзистора имеют одинаковые параметры. Можно, конечно, использовать и отдельные транзисторы и подбирать тщательно их режим. Выбор входных усилителей может быть произвольным, необходимо лишь, чтобы напряжение сигнала на базе транзистора VT1 было не менее 0,3 В.