СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ




ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО СИНТЕЗА - часть 3


В них в наиболее заметной форме сохра­нились "следы" прежнего синкретического единства. Но и остальные искусства, дости­гая своих вершин, не упускали возможности хотя бы косвенного восстановления ут­раченного единства, естественно, уже на новом уровне, в новом качестве. Они целе­направленно вступали в союз одно с другим, образуя сценические и другие формы синтеза: драматический и музыкальный театр (опера, балет), монументальное искус­ство, вокальная музыка, книжная графика и т. д. Синтетические связи такого рода в таблице условно показаны стрелками.

Кроме этих очевидных связей существуют и специфические взаимодействия между искусствами. Речь идет о взаимном подражании искусств, заимствовании сюжетов, приемов и законов композиции. Таким образом, все искусства как бы стремятся пре­дельно испытать свою специфику, порою пытаясь достичь невозможного, вплотную подступая к своим границам (примеры: "музыкальная" живопись М. К. Чюрлениса и В. В. Кандинского - рис. 2, "живописная" музыка К. Дебюсси и Н. А. Римского-Корсакова, "изобразительная" поэзия Г. Апполинера и А. А. Вознесенского).

Совокупность всех этих связей, очевидных и неочевидных, как раз помогает со­хранить целостность нашей системы, хотя она состоит из множества самостоятельных элементов.

Рис. 2. Беспредметная композиция русского художника В. В. Кандинского

С развитием "искусственных" светозвуковых средств возросшие художественные потребности получили возможность быть реализованными в серии новых видов художественной деятельности. Мы не станем здесь подробно останавливаться на методике построения внешнего ряда ячеек расширенной системы искусств (рис. 3). Отметим лишь, что по системным координатам соответствующих ячеек можно определить специ­фику, особенности каждого из этих новых видов.

Начнем обзор искусств эпохи НТР с важнейших и знакомых всем. Искусство сло­ва, получив возможность быть записанным и транслироваться, обрело новое качество в радиоискусстве.


Содержание  Назад  Вперед