Реле блокировки стартера
Реле блокировки стартера предназначено для применения на автомобилях «Жигули». Оно служит для предотвращения включения стартера при работающем двигателе и разгрузки контактов замка зажигания от экстратоков тягового реле стартера, возникающих в момент его включения.
Двигатель автомобилей «Жигули» работает относительно тихо. Поэтому иногда при движении в потоке машин, когда окружающий шум сильнее, чем шум собственного двигателя, водитель может подумать, что двигатель заглох, и включить стартер. Раздастся неприятный скрежет шестерен, сообщающий водителю, что двигатель работает. Такие случаи, наверняка, бывали с каждым водителем. Включение стартера при работающем двигателе вызывает повышенный износ деталей привода и может привести даже к их поломке.
Кроме того, тяговое реле стартера автомобиля, потребляя ток около 30 А и обладая значительной индуктивностью создает при его выключении на контактах замка зажигания сильное искрение, которое приводит к обгоранию контактов и в конце концов к выходу их из строя.
Описываемое реле блокировки стартера устраняет указанные недостатки; Оно исключает возможность включения стартера при работающем двигателеи устраняет искрение на контактах замка зажигания.
Применение реле блокировки стартера увеличивает срок службы контактов замка зажигания и деталей привода стартера.
Электрическая принципиальная схема реле блокировки стартера для подключения на автомобиле «Жигули» приведена на рис. 44.Основным элементомреле является тиристор VI, включенный в цепь обмотки тягового реле стартера. Управляющим сигналом для работы реле блокировки стартера служитположительное напряжение, поступающее от реле РС702 включения контрольной лампы заряда аккумулятора.
Рис. 44. Электрическая принципиальная схема реле блокировки стартера с цепями подключения на автомобиле «Жигули»
Реле блокировки стартера работает следующим образом. При неработающем двигателе и включенном зажигании выключателем ВЗ положительное-напряжение от аккумулятора GB через предохранитель F1, замкнутые контакты К1.1 реле РС702 включения контрольной лампы заряда аккумулятора, штекер-переходник Х2 поступает к контрольной лампе HI заряда аккумулятора и через резистор R1 к управляющему электроду тиристора VI. Поэтому при включении стартера выключателем ВСт тиристор VI включается, и напряжение аккумулятора поступает к обмотке wl тягового реле стартера,, включая стартер.
После запуска двигателя контакты К11 реле РС702 размыкаются, лампа HI гаснет ,и положительное напряжение снижается с управляющего электрода тиристора V1. Поэтому, если теперь замкнуть контакты выключателя стартера, тиристор V1 останется в выключенном состоянии, и напряжение на обмотку wl тягового реле стартера не попадет.
Резистор R1 ограничивает ток управляющего электрода тиристора VI, а резистор R2 предотвращает его самопроизвольное переключение. Через диод V2 замыкаются экстратоки обмотки тягового реле стартера, возникающие при размыкании контактов выключателя стартера.
Конструкция и детали. К конструкции реле блокировки стартера предъявляются следующие требования. Тиристор V1 должен быть установлен на радиаторе, изготовленном из алюминиевого сплава с массой не менее 40 г. В данном случае важна именно масса радиатора, а не площадь его поверхности. Это связано с кратковременностью рабочих циклов и длительными промежутками между ними. Необходимо, чтобы за время рабочего цикла (за время работы стартера) радиатор не успел нагреться. Электрически радиатор должен быть изолирован от массы.
Для облегчения установки на автомобиль выводы XI, ХЗ реле следует -снабдить стандартными автомобильными вставками разъемов (XI — штырь, ХЗ — гнездо), а вывод Х2 — штекером-переходником, содержащим одновременно штырь и гнездо.
Кроме того, желательно, чтобы при установке прибора на автомобиле не тадо было сверлить дополнительных отверстий. Для этого корпус прибора должен иметь две длинные лапки с отверстиями диаметром 6 мм и расстоянием между их центрами 60 мм. В этом случае прибор можно будет закрепить винтами, крепящими штатные автомобильные реле, например PC 752, вместе с ним. Ну и, конечно, конструкция должна быть брызгозащищенвой.
Вместо тиристора Т10-25 и диода Д242 могут быть применены другие аналогичные приборы. Тиристор должен быть рассчитан на ток не менее 25 А, а диод на 5 — 10 А.
На рис. 45 показан вариант конструкции реле блокировки стартера, который удовлетворяет всем перечисленным требованиям.
Основание 1 выполнено из алюминиевого сплава фрезерованием и имеет две лапки с отверстиями диаметром 6 мм для крепления на автомобиле и приливы для крепления элементов прибора и радиатора 2. Сверху основание закрывается крышкой 3, которую закрепляют винтом, устанавливаемым в прилив основания. Провода длиной 280 мм выводятся через резиновый уплотнитель. Оканчивают провода стандартными автомобильными штекерами и штекером-переходником.
Установка на автомобиле. На автомобиле реле блокировки стартера устанавливают на брызговике правого крыла в подкапотном пространстве рядом с реле РС702 включения контрольной лампы заряда аккумулятора и проводом, идущим от замка зажигания к тяговому реле стартера (толстый красный провод в нижней части брызговика). Разъединяют разъем этого провода и его штекеры подключают к штекерам XI, ХЗ реле блокировки стартера.