Принципы построения транзисторных систем зажигания
Транзисторная система зажигания (рис. 1) состоит в основном из тех же элементов, что и классическая, и отличается от «ее наличием транзистора V, резисторов Rl, R2 и отсутствием конденсатора С, ранее шунтировавшего контакты прерывателя [2].
Работает система зажигания следующим образом. Когда контакты прерывателя Пр разомкнуты, транзистор V закрыт и ток в первичной обмотке катушки зажигания wl отсутствует. При замыкании контактов транзистор V открывается и через первичную обмотку катушки зажигания wl начинает протекать ток, нарастающий от нуля до некоторого значения, определяемое параметрами первичной цепи и временем, в течение которого контакты замкнуты. В сердечнике катушки накапливается электромагнитная энергия. При размыкании контактов прерывателя транзистор V закрывается и ток в первичной обмотке катушки зажигания резко уменьшается. При этом в ее вторичной обмотке w2 возникает высокое напряжение, которое через обычный распределитель поступает к соответствующей свече зажигания.
Резистор R2 служит для ограничения твка базы транзистора V, а резистор R1 обеспечивает запирание транзистора, когда контакты прерывателя разомкнуты.
Особенностью такой системы является то, что в ней контакты прерывателя коммутируют только незначительный ток базы транзистора V, в то время как ток через первичную обмотку катушки зажигания коммутируется транзистором. При этом вторичное напряжение U2МАКС, развиваемое катушкой зажигания, может быть значительно повышено, ибо увеличение тока разрыва Iр уже не ограничено электроэрозивнной стойкостью контактов прерывателя, а зависит только от параметров транзистора.
Рис. 1. Схема траизисторвой системы зажигания
Однако следует иметь в виду, что преимущества транзисторной системы зажигания могут быть реализованы лишь при применении специальной катушки зажигания, имеющей низкоомную первичную обмотку с малой индуктивностью я большой коэффициент трансформации. В этом случае необходимые энергия искрообразования и вторичное напряжение достигаются соответствующим увеличением тока разрыва и коэффициента трансформации.
Необходимость в специальной катушке зажигания делает транзисторную систему малопригодной для изготовления в любительских условиях. Применять же транзисторную систему зажигания с обычной катушкой нецелесообразно, так как при этом, кроме увеличения срока службы контактов прерывателя, никаких преимуществ получить не удается. Более того, в результате неизбежного падения напряжения на транзисторе общая энергия искрообразования уменьшится.
В случае же если автолюбителю удастся изготовить или приобрести специальную катушку зажигания (например, типа БГ14), ему придется иметь с собой еще и обычную катушку на случай выхода транзисторной системы из строя, так как специальную катушку подключать непосредственно к контактам прерывателя по классической схеме нельзя. К недостаткам транзисторной системы зажигания (со специальной катушкой) следует отнести также большую потребляемую мощность, что связано с необходимостью увеличения тока разрыва.