ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

       

Общие характеристики электронных систем зажигания


Подавляющее большинство современных легковых автомобилей с кар­бюраторными двигателями снабжено батарейной системой зажигания, которую в дальнейшем будем называть классической. Эта система, подробно описанная в [1, 2, 4], без каких-либо существенных изменений применяется почти с мо­мента изобретения автомобиля. Однако автомобильные двигатели стали сущест­венно более высокооборотными и имеют высокие степени сжатия, что налагает дополнительные требования на системы зажигания. Кроме того, в последнее время к этим системам стали предъявлять требования, направленные на ради­кальное повышение топливной экономичности и экологической чистоты автомо­бильных двигателей.

В связи с этим как у. нас в стране, так и за рубежом проводятся много­численные исследования по усовершенствованию классической системы зажига­ния или замене ее принципиально новой, с лучшими характеристиками. Эти исследования направлены прежде всего на устранение основного недостатка классической системы — снижения вторичного напряжения при малых и боль­ших частотах вращения вала двигателя, при загрязнении свечей, при уменьше­нии напряжения аккумулятора, при загрязнении или обгорании контактов прерывателя и т. п.

В настоящее время распространение получили две принципиально различ­ные электронные системы зажигания — с накоплением энергии в индуктивности и емкости. Первую из них называют транзисторной, а вторую — тиристорной, или конденсаторной (по названию основных элементов, применяемых в этих системах).

Транзисторная система состоит из тех же самых элементов, что и класси­ческая, и работает по тому же принципу. Отличие транзисторной системы от классической состоит в том, что в нее вводится мощный транзистор, который коммутирует ток катушки зажигания, контакты же прерывателя коммутируют лишь относительно небольшой ток базы транзистора. Однако полностью реали­зовать положительные свойства транзисторной системы зажигания удается лишь с применением специальной катушки зажигания. Последнее обстоятельство ог­раничивает возможности изготовления транзисторной системы в любительских условиях.


Тиристорная или конденсаторная система зажигания принципиально отли­чается от классической и транзисторной тем, что энергия искрообразования ней накапливается не в катушке зажигания, а в специальном накопительном кон­денсаторе. Принцип действия конденсаторной системы зажигания позволяет в наибольшей мере устранить недостатки классической системы без замены стан­дартной катушки зажигания. Поэтому изготовление конденсаторной системы в любительских условиях предпочтительней.

Иногда при установке электронной системы зажигания на новом автомобиле водитель не замечает улучшений в работе двигателя. Это происходит потому, что на новом автомобиле все новое — и свечи, и контакты прерывателя, и аккумулятор. Напряжения, развиваемого классической системой зажигания, в этих условиях достаточно для надежного пуска двигателя и нормальной его работы. Однако по мере эксплуатации контакты прерывателя обгорают, свечи покрываются нагаром, емкость аккумулятора уменьшается, что вызывает посте­пенное ухудшение в работе двигателя, которое может быть весьма значитель­ным, но не заметным. Поэтому многие водители чистят или заменяют контакты прерывателя только тогда, когда двигатель уже совсем не запускается.

Электронная система зажигания в процессе эксплуатации практически не требует обслуживания.

Применение электронных систем зажигания обеспечивает следующие пре­имущества:

напряжение, подводимое к свечам зажигания, увеличивается по сравнению с напряжением в классической системе, что позволяет увеличить зазор в свечах зажигания на 20 — 30 % относительно стандартного, в связи с чем происходит более полное сгорание топлива и связанные с ним повышение мощности и эко­номичности двигателя, уменьшение нагарообразования, снижение токсичности отработавших газов;

облегчается пуск холодного двигателя при низких температурах; снижается электрическая нагрузка на контакты прерывателя, и срок их службы определяется лишь механическим износом.

Применение конденсаторных систем зажигания, кроме того, обеспечивает дополнительные преимущества:



более высокая крутизна фронта импульса высокого напряжения делает сис­тему малочувствительной к загрязнению свечей, что позволяет уменьшать тру­доемкость обслуживания; срок службы свечей увеличивается;

разгружается катушка зажигания (средний ток через ее первичную обмотку уменьшается почти в 10 раз);

конденсаторные системы зажигания более экономичны, чем транзисторные и классические.

Основными характеристиками электронных систем зажигания являются ми­нимальное рабочее напряжение, напряжение, подводимое к первичной обмотке катушки зажигания (только для конденсаторных систем), энергия и длитель­ность искрового разряда.

Минимальное рабочее напряжение — это минимальное напряжение питания, шри котором система еще работоспособна. Чем оно меньше, тем лучше, посколь-жу при пуске холодного двигателя в зимнее время года напряжение аккумуля­тора может уменьшиться во время работы стартера до 7 — 7,6 В.

Напряжение подводимое к первичной обмотке катушки зажигания, опре­деляет напряжение искрообразования, с которым оно связано через коэффициент трансформации катушки. Для надежного искрообразования необходимо, чтобы напряжение, подводимое к первичной обмотке стандартной катушки зажигания, при всех условиях эксплуатации было не меньше ЗОО В. Вместе с тем оно не должно быть больше 400 В, так как в противном случае может произойти про­бой изоляции элементов системы — катушки зажигания, крышки распредели-теля и т. п.

Длительность искрового разряда, характеризующая при прочих равных ус­ловиях его энергию, существенно влияет на процессы воспламенения и горения топливной смеси при работе и пуске как холодного, так и горячего двигателя, а следовательно, и на его эксплуатационные характеристики. Допустимыми зна­чениями следует считать 0,2 — 0,6 мс. При меньших значениях ухудшаются ус­ловия пуска двигателя, а при больших увеличивается эрозия электродов свечей и уменьшается их срок службы. Наиболее целесообразным является установле­ние различной длительности искрового разряда при пуске и после него.





Важными характеристиками системы зажигания являются также характерис­тики ее надежности: безотказность, ремонтопригодность и помехоустойчивость. Здесь следует отметить, что классическая система обладает пока большими безотказностью и особенно ремонтопригодностью, чем электронные системы.

Действительно, в классической системе всего несколько элементов, которые легко проверить даже без специальных измерительных приборов. Замена этих элементов не встречает затруднений. Например, состояние контактов прерывате­ля можно проверить просто внешним осмотром. Замена контактов в пути дос­тупна любому водителю. Для ремонта же или проверки электронного блока требуется специальное оборудование и соответствующая квалификация.

Повысить надежность электронных систем зажигания можно путем резер­вирования, или снабжения их устройством быстрого переключения с электрон­ной системы на классическую. Проще всего это сделать в конденсаторных сис­темах, так как в них используется стандартная катушка зажигания.

Кроме того, электронные блоки систем зажигания обязательно должны иметь средства защиты от импульсных помех, достигающих в бортовой электро­сети автомобиля амплитуды более 100 В.

При принятии перечисленных мер повышения надежности преимущества электронных систем зажигания становятся бесспорными, что подтвердила дол­голетняя практика. Следует ожидать, что в недалеком будущем электронные системы зажигания будут устанавливаться на подавляющее большинство авто­мобилей как штатное оборудование.


Содержание раздела