Электрическая принципиальная схема автомобильного тахометра
В исходном состоянии диод VI и транзистор V2 открыты, транзистор V3 закрыт, ток через микроамперметр не течет и конденсатор С2 заряжен до напряжения стабилизации стабилитрона V4.
При подаче от системы зажигания двигателя на зажим XI прибора отрицательного электрического импульса диод VI и транзистор V2 запираются, а транзистор V3 открывается. Конденсатор С2 начинает перезаряжаться через резистор R3 и открытый транзистор V3. Когда напряжение на аноде диода VI достигает примерно +1,2 В, диод VI и транзистор V2 открываются, транзистор V3 закрывается и ток через микроамперметр РА1 прекращается.
Таким образом, каждый отрицательный импульс, поступивший на вход прибора от системы зажигания, вызывает фиксированный по амплитуде и длительности импульс тока через микроамперметр РА1. Длительность этого импульса определяется постоянной времени R3, С2, а амплитуда — напряжением стабилизации стабилитрона V4 и сопротивлениями резисторов R7, R8. В результате показания прибора РА1 оказываются пропорциональными частоте искрообразования в системе зажигания двигателя или числу оборотов его коленчатого вала.
Конструкция и детали. В приборе применены: переменный резистор R8 типа СП5-1А; постоянные резисторы типа, МЛТ; электролитические конденсаторы типа К50-16 в рабочим напряжением 16 В; конденсатор С1КМ-ЗА, С2-КМ-5; микроамперметр РА1 типа М4200 на 100 мкА. Могут быть применены также конденсаторы других типов: С1 на рабочее напряжение не менее 200 В, С2 — С4 — 15 В, СЗ — 6 В. Микроамперметр РА1 также может быть другого типа на ток до 500 мкА, при этом может понадобиться увеличить емкость конденсатора С2.
Транзисторы КТ315А могут быть заменены любыми другими маломощными кремниевыми транзисторами типа n-р-n. Например КТ315, КТ342, КТ3102, МП101, МШИ и т. д. с любым буквенным индексом. Диод Д223 может быть заменен на Д219, Д220. Стабилитрон Д814А — на Д814Б, Д808, Д809.