ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

       

Электрическая схема автомобильного стробоскопа на кремниевых транзисторах


Трансформатор Т1 в стробоскопе с кремниевыми транзисторами имеет следующие данные: магнитопровод (два кольца ОЛ-20/32-10) из стальной лен­ты ЭЗЗО (Э340) толщиной 0,08 мм; обмотки наматывают проводом ПЭВ-2. Обмотка wl имеет 30+30 витков, обмотки w2 и w3 по 11 витков провода диаметром 0,51 мм, причем эти обмотки наматывают первыми в последова­тельности w2, wl, w3 и обязательно в один слой. Обмотка w4 имеет 390 вит­ков провода диаметром 0,19 мм, а обмотка w5 — 815 витков провода диамет­ром. 0,1 мм.

Преобразователь с таким трансформатором работает с частотой около 500 Гц.

Следует отметить, что от конструкции трансформатора в большой степе­ни зависит устойчивость работы преобразователя и величина выбросов напряжения на коллекторах транзисторов. При другой конструкции трансформатора выбросы могут возрасти до недопустимо больших величин.

В стробоскопе применены конденсаторы С1, С7 типа БМ-2 на рабочее напряжение 200 В, однако могут быть применены и другие типы конденсато­ров с рабочими напряжениями не менее 50 В.

Как видно из схемы рис. 40, вместо выпрямительного блока КЦ402А применены более высоковольтные диоды КД209В. Это сделано для повыше­ния надежности и связано с наличием выбросов напряжения в обмотках трансформатора.

Требования к конструкции стробоскопа на кремниевых транзисторах ничем не отличается от аналогичных требований, предъявляемых к стробоскопу на германиевых транзисторах, за исключением того, что в результате меньшей мощности, рассеиваемой в транзисторах, площадь радиаторов охлаждения может быть значительно уменьшена (в данном случае каждый транзистор должен иметь свой, отдельный радиатор).

При отсутствии лампы СШ-5 может быть применена лампа ИФК-120,-однако конструкция стробоскопа при этом должна быть соответственно изме­нена. В электрическую схему прибора также необходимо внести изменения: из нее исключают конденсаторы поджига и провод ПВ.С подключают непо­средственно к поджигающему электроду лампы.

Срок службы лампы ИФК-120 значительно меньше, чем СШ-5, поэтому при применении лампы ИФК-120 для увеличения срока службы прибора це­лесообразно в цепь питания преобразователя ввести кнопку с замыкающим» контактами, рассчитанную на ток не менее 1 А. Зто исключит бесполезные вспышки лампы в процессе подготовки к работе после запуска двигателя. Вариант конструкции стробоскопа с лампой СШ-5 показан на рис. 41.


Работа с прибором. Прибор подключают к зажимам аккумулятора с по­мощью пружинных зажимов «крокодил» при остановленном двигателе. Подключение с ошибочной полярностью не опасно: прибор просто не будет ра­ботать. При правильном подключении должен быть слышен характерный «писк» трансформатора с частотой около 800 Гц.
При пользовании электробритвой последнюю подключают к гнездам ХЗ, Х4, предварительно установив переключатель S1 в положение «Бритва».
При регулировании и контроле системы зажигания из гнезда крышки рас­пределителя вынимают высоковольтный провод, идущий к свече первого ци­линдра, и вставляют его в гнездо XI корпуса разрядника F1. Специальную вилку Х2 корпуса разрядника вставляют в освободившееся гнездо крышки распределителя. Переключатель S1 устанавливают в положение «Стробоскоп». Далее запускают двигатель и мигающий луч стробоскопа направляют на ус­тановочные метки на шкиве или маховике коленчатого вала двигателя.


Содержание раздела