Вариант конструкции электронного сторожа
При срабатывании сторожа и замыкании контактов 8 — 7 дистанционного переключателя К4 минус питания поступает на реле времени РВ1. Однако, пока хотя бы один из выключателей S4 — Sn замкнут (пока открыта какая-либо дверь, багажник, капот и т. д.), конденсатор С1 зашунтирован диодом VI (при замыкании контакта S4) или диодами VI и V14 (при замыкании контактов S5 — Sn), и реле времени не работает. Когда же последняя из дверей (багажник, капот и т. д.) будет закрыта и все контакты S4 — Sn разомкнутся, реле времени РВ1 начинает работать, т. е. конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R1.
Реле времени РВ1 собрано по такой же схеме, как и реле времени РВ2, и работа его ничем не отличается от работы реле времени РВ2. Разница между этими реле состоит лишь в величине временной задержки, которая у реле времени РВ1 больше, что достигается увеличением сопротивления время-задающего резистора R1 (у реле РВ2 — R6). Реле времени собраны по мостовой схеме, малочувствительной к изменениям напряжения питания, что особенно важно в связи с условиями работы на автомобиле, где напряжение акку-| мулятора изменяется в зависимости от его состояния, длительности стоянки, а также тока, потребляемого звуковыми сигналами. Через 100 — 120 с после размыкания последнего из контактов S4 — Sn реле времени РВ1 срабатывает, контакты 3 — 5 реле К1 замыкаются и подключают питание к правой по схеме обмотке дистанционного переключателя К4 (выводы 1 — 10). Дистанционный переключатель переключается, и его контакты К4.1 и К4.2 возвращаются в исходные положения, показанные на схеме. Звуковые сигналы выключаются, реле времени РВ1 обесточивается, и сторож возвращается в режим охраны.
Остановимся на назначении некоторых элементов схемы. Диоды V5, V9, Vll, V15 устраняют выбросы напряжения, возникающие в обмотках дистанционных переключателей и реле при их отключении, тем самым предохраняя контакты коммутирующих элементов от обгорания, а транзисторы от пробоя. Диоды VI, V2, V12, V16 предотвращают попадание плюса питания к элементам сторожа, минуя переключатель S2, что нарушало бы нормальную работу схемы.
Диод V8 не пропускает положительное напряжение от реле времени РВ1 при замыкании контактов К1-1 к правой по схеме обмотке дистанционного переключателя К2. Без этого диода сторож при срабатывании реле времени РВ1 переключался бы не в режим охраны, а в исходное состояние. Резистор R5 служит для разряда конденсатора С2 после выключения переключателя S2. Контакты К2.1 дистанционного переключателя К2 служат для блокировки системы зажигания.
Конструкция и детали. На рис. 38 показан вариант конструкции сторожа. Основание и крышка выполнены из прозрачного оргстекла путем фрезерования. Все элементы схемы размещены на печатной плате с 12 втулками, к которым припаяны латунные пластины с отверстиями диаметром 3 мм, служащие выводами сторожа. Внешние провода подсоединяют с помощью зажимов, состоящих из винтов М2,5, которые пропускают в отверстия выводных пластин и вворачивают в латунные пластины прямоугольной формы с отверстиями М2,5.
Печатная плата с элементами и припаянными выводными пластинами свободно устанавливается в соответствующие пазы основания. Для крепления на автомобиле- основание имеет четыре прилива с отверстиями диаметром 4 мм. По периметру основания имеется паз для уплотнительной резиновой прокладки. Сверху основание закрывается крышкой, по периметру которой имеется паз, аналогичный пазу основания, в который входит верхняя часть резиновой уплотнительной прокладки.
В нижней части крышки имеются два прилива с 12 отверстиями диаметром 6 мм для головки винтов контактных зажимов и четыре отверстия диаметром 3 мм по углам для крепления крышки к основанию. Крышка крепится к основанию винтами и гайками М2,5. Снизу основания для этих гаек сделаны соответствующие отверстия. Крышка саоими приливами прижимает контактные пластины к основанию и тем самым фиксирует положение печатной платы. Сверху на крышке выгравированы номера выводов сторожа.
В приборе применены резисторы типа МЛТ и конденсаторы типа К50-20 с рабочим напряжением 25 В. Могут быть применены и другие электролитические конденсаторы, способные работать в диапазоне температур от — 30 до +50° С. Конденсатор С2 должен иметь емкость не менее 200 мкФ, а конденсаторы С1, СЗ-реле времени — емкость, как меньше, так и больше указанной на схеме. При этом необходимо, чтобы постоянная времени R1C1 была примерно 50 с, a R6C3 — 10 с, и сопротивления резисторов R1 и R6 не превышали 5 МОм. Следует иметь в виду, что если сопротивления этих резисторов превышают 1 — 2 МОм, то на работу реле времени начинают влиять влажность окружающего воздуха и токи утечки конденсаторов С1, СЗ. Эти конденсаторы в любом случае следует выбирать с минимальным током утечки, особенно С1.
Дистанционные переключатели К2, К4 — типа РПС-32, паспорт РС4.524.204 (220, 212), но могут быть применены также и дистанционные переключатели РПС-20, паспорт РС4.521.752. При этом следует иметь в виду, что РПС-20 имеют другую нумерацию выводов, а ток, коммутируемый контактами, у них меньше (3 А), чем у РПС-32 (10 А).
Реле К1, КЗ типа РЭС-10, паспорт РС4.524.303 (308). Транзисторы КТ209Б могут быть заменены на КТ209 или КТ208 с любыми буквенными индексами, а диоды КД209А на КД209Б, В, КД208А, Д226, КД106А и КД105 с любыми буквенными индексами.
Налаживание и установка на автомобиле. Если все детали исправны и схема собрана правильно, то прибор работает сразу и налаживание его заключается лишь в подборе сопротивлений резисторов Rl, R6 для получения желаемых выдержек времени. Обычно для входа в автомобиль достаточно 5 — 10 с, а прекращение сигнала тревоги должно происходить не ранее, чем через 1,5 — 2 мин.
На автомобиле сторож монтируют в моторном отсеке, в месте, где температура не превышает 50е
С и где исключено прямое попадание, воды, масла, бензина. На автомобилях «Жигули» сторож устанавливают на кронштейнах расширительного бачка радиатора или бачка опрыскивателя стекол. Пульт управления ПУ устанавливают в потайном месте салона. Причем для большей секретности устройства переключатель S2 можно установить в одном месте, а кнопку S3 в другом. Кроме того, устанавливают кнопочные выключатели в багажнике, моторном отсеке и в других необходимых местах.
Все соединения выполняют в соответствии со схемой рис. 37. При этом используют штатные дверные кнопочные выключатели, служащие для включения ламп. плафонов. Однако в схему их соединения необходимо внести изменения. На автомобилях «Жигули» все дверные выключатели и лампы плафонов салона включены параллельно. Для работы сторожа необходимо выключатель двери водителя S4 и лампу Н5 левого плафона отсоединить от остальных выключателей S5 — Sn и лампы Н4 правого плафона. Это делают следующим образом. Снимают обивку левой центральной стойки, для чего вынимают левый плафон с выключателем, раздвигают уплотнители дверей, расположенные на левой центральной стойке, отвинчивают болты крепления ремней безопасности и два самонарезающих винта, крепящие нижнюю часть обивки. После чего нижнюю часть обивки сдвигают вверх и снимают, затем сдвигают вверх и снимают верхнюю длинную часть обивки. Снимают переднюю и заднюю левые накладки ковриков, для чего отворачиваются семь самонарезающих винтов.
В жгуте проводов, выходящих из левой центральной стойки к полу салона, находят два белых с черной полоской провода: один идет в сторону сидения водителя, а другой в сторону багажника. Оба эти провода перекусывают, концы зачищают и соединяют таким образом, чтобы провод, который шел в сторону сидения водителя, теперь шел в сторону багажника, и наоборот. К проводу, который теперь идет в сторону водителя, подсоединяют длинный дополнительный провод, который другим концом подключают к выводу 8 сторожа, а провод, который теперь идет в сторону багажника, аналогичным путем подключают к выводу 10 сторожа. В середине левой центральной стойки отыскивают белый с черной полоской провод, соединяющий выключатель левой задней двери с выключателем левого плафона, и перекусывают. Места соединений и разрывов изолируют лентой.
После такой переделки при открывании двери водителя будет зажигаться только левый плафон, а при открывании остальных дверей (багажника, капота) — -оба плафона. Затем необходимо лампу HI левого переднего указателя поворота отключить от общей цепи ламп Н2, НЗ левых указателей поворота и подключить к выводу 1 сторожа, а общую цепь подключить к выводу 2.
Блокировку системы зажигания можно осуществить различными способами. Например, выводы 3, 4 сторожа могут быть включены последовательно с контактами прерывателя. В этом случае после переключения сторожа в режим охраны цепь прерывателя будет разомкнута.
Другой вариант блокировки системы зажигания может быть осуществлен путем замыкания на массу вывода прерывателя. В этом случае вывод 4 сторожа соединяют с выводом прерывателя, а вывод 12 — с массой. Причем последовательно в цепь вывода 4 можно включить какой-либо неполярный конденсатор емкостью 10 — 20 мкФ на напряжение не менее 200 В. В этом случае в заблокированной системе будет «слабая искра», и отыскать «неисправность» будет значительно труднее. На автомобиле с электронной системой зажигания вариантов для ее блокировки контактами К2.1 еще больше.
Описываемый сторож может быть установлен и на автомобили других марок. Все соединения в этом случае также выполняют в соответствии со схемой рис. 37, причем наличие лампы Н5, включенной между выводом 8 сторожа и плюсом аккумулятора, является обязательным. Если этой лампы не будет или ее мощность будет меньше 4 — 5 Вт, сторож в режим охраны не переключится.
Эксплуатация. Перед выходом из автомобиля необходимо убедиться, что выключатели плафонов салона отключены и при закрытых дверях, багажнике и капоте лампы плафонов салона не горят. После чего включить переключатель S2. При этом должна зажечься лампа HI левого бокового указателя поворота. Если она не зажигается, необходимо отключить переключатель S2, нажать на кнопку S3 и затем снова включить S2.
Выйдя из автомобиля, необходимо убедиться, что лампа HI левого бокового указателя поворота горит, после чего закрыть дверь. Лампа HI должна погаснуть. Это свидетельствует об исправности системы и о том, что сторож переключился в режим охраны.
Если лампа H1 при закрывании двери не гаснет, необходимо еще раз проверить, хорошо ли закрыты остальные двери, багажник, капот, исправны ли кнопочные выключатели, не находится ли выключатель лампы левого плафона в среднем положении, не перегорела ли лампа в левом плафоне, не перегорел ли предохранитель № 1.
Вход в автомобиль должен осуществляться только через дверь водителя или, точнее, через ту дверь, выключатель которой подключен к выводу 8 сторожа.
После входа в автомобиль необходимо не позднее чем через 2 с отключить S2. Однако и после его отключения система зажигания остается заблокированной. Для возврата сторожа в исходное состояние и снятия блокировки системы зажигания необходимо после отключения переключателя S2 нажать на кнопку S3. Время, в течение которого это будет сделано, не имеет значения. Указанное обстоятельство позволяет в случае необходимости осуществлять только блокировку системы зажигания без блокировки дверей, багажника и капота.
Для этого после переключения сторожа в режим охраны снова входят в салон и не позднее, чем через 8 с, выключают тумблер S2, не нажимая на кнопку S3.
Если водитель не успел или забыл отключить переключатель S2 в течение 8 с, а звуковой сигнал включился, отключение S2 не приведет к выключению сигнала. Необходимо после отключения переключателя S2 нажать на кнопку S3.
В заключение следует отметить, что если автоматический возврат сторожа в режим охраны через 1,5 — 2 мин после срабатывания почему-либо нежелателен, то реле времени РВ1 из схемы можно исключить или же в цепь контактов 3 — 5 реле К1 включить дополнительный выключатель. В этом случае в зависимости от обстоятельств можно будет выбирать нужный режим работы сторожа.