Вариант конструкции регулятора напряжения для автомобилей «Жигули»
Один из вариантов конструкции регулятора показан на рис. 35. Основание выполнено из алюминиевого сплава фрезерованием. Корпус разъема ХЗ состоит из двух половин, изготовленных из эбонита также фрезерованием. Корпус имеет отверстие, через которое проходят провода выводов «+» и ДДМ. Монтаж элементов выполнен на двух печатных платах, одна из которых закреплена горизонтально внизу на приливах основания, а другая и теплоотвод — вертикально на нижней плате. Сверху основание закрыто стальной крышкой, которая крепится четырьми винтами к основанию.
В регуляторе применены постоянные резисторы типа МЛТ и переменный ;резистор типа СП5-1А (от стабильности этого резистора зависит стабильность напряжения, поддерживаемого регулятором); конденсаторы С1 — типы МБМ с рабочим напряжением 160 В, С2, С4 — - типа БМ-2 200 В, СЗ — БМ-2 300 В, электролитические конденсаторы типа К.50-20 (С5, С6 с рабочим напряжением 25 В, С7 — 50 В). Могут быть применены конденсаторы других типов на напряжение не менее 25 В (С7 — не менее 50 В).
Транзисторы КТ209Д могут быть заменены на транзисторы КТ209, КТ208 с любым буквенным индексом. Однако предпочтение следует отдавать транзисторам с большим допустимым напряжением коллектор — эмиттер. Транзисторы КТ645А могут быть заменены на КТ342А(Б), а транзистор КТ646А на КТ630А(Б), КТ608А(Б).
Транзистор КТ837С можно заменить на любой другой транзистор этой серии. Однако следует иметь в виду, что чем ниже допустимое напряжение коллектор — эмиттер этого транзистора, тем вероятней его пробой и тем ниже надежность регулятора. Кроме того, этот транзистор должен иметь минимальное напряжение насыщения коллектор — эмиттер, так как от его значения зависит качество регулятора и его надежность. Чем это напряжение меньше, тем меньше энергии теряется внутри регулятора и тем легче его -температурный режим.
Транзистор КТ814Г можно заменить на КТ814А (Б, В) или же КТ837 с любым буквенным индексом.
Налаживание. Если регулятор собран правильно из исправных деталей, то он работает сразу, и налаживание его заключается лишь в регулировке значения поддерживаемого напряжения и, при необходимости, установке резистора R14. Налаживание регулятора можно производить как в автономном режиме, так и после установки его на автомобиль. В любом случае окончательную установку значения поддерживаемого напряжения производят на автомобиле.
Установка и регулировка на автомобиле. На автомобилях «Жигули» электронный регулятор устанавливают на шпильках крепления штатного регулятора РР380 вместо него. Провода штекеров 15 и 67 — оранжевый и синий, отключают от штырей разъема регулятора РР380 и подключают к одноименным штырям разъема электронного регулятора. Черный провод вставки разъема 30/15 отключают от штыря 30/51 реле PC 702, освобождают на необходимую длину из общего жгута проводов, прокладывают вместе с проводами этого жгута и подключают к одноименному штырю 30/51 разъема электронного регулятора. Остальные провода также отключают от штырей реле PC 702, изолируют и закрепляют в удобном месте. Провод вывода + электронного регулятора, снабженный наконечником с отверстием диаметром 6 мм, прокладывают вместе с проводами штатного жгута к аккумулятору и подключают к его положительному зажиму под гайку клеммного болта.
Прежде чем приступить к регулировке регулятора на автомобиле, необходимо специально убедиться в исправности генератора, поскольку штатная система контроля не выявляет некоторые его неисправности, наличие которых не позволит обеспечить нормальный режим работы регулятора.
Исправность генератора проверяют следующим образом. К зажимам аккумулятора подсоединяют вольтметр постоянного тока со шкалой 20 или 30 В. Запускают двигатель и устанавливают частоту вращения его вала в пределах 1000 — 2000 об/мин. После чего отсоединяют провода 15 и 67 от штырей регулятора и, избегая касания корпуса автомобиля, замыкают их между собой. При этом, если генератор исправен, показания вольтметра должны превышать 15 В. В противном случае следует устранить неисправность генератора.
Регулировку производят следующим образом. Параллельно выводам аккумулятора подключают вольтметр постоянного тока со шкалой 15 В класса точности не ниже 1,5. Все потребители электроэнергии выключают. Запускают двигатель и устанавливают частоту вращения вала в пределах 1200 — -1600 об/мин. Вращая ось переменного резистора R2, устанавливают значение напряжения в соответствии с табл. 5. Затем увеличивают и уменьшают частоту вращения вала двигателя, включают и отключают потребители. При этом показания вольтметра должны оставаться практически, постоянными. Допускается лишь кратковременное незначительное дрожание стрелки вольтметра при включении или выключении нагрузки.
Затем при остановленном двигателе и. снятой с датчика давления масла вставке разъема Х2 включают зажигание и вольтметром постоянного тока со шкалой 1,5 — 3 В измеряют падение напряжения между выводами 15 и 67 регулятора. Измеренное значение не должно превышать 0,5 В, в противном случае следует установить резистор R14.
Частоту вращения вала двигателя на оборотах холостого хода желательно отрегулировать таким образом, чтобы контрольная лампа заряда аккумулятора на оборотах холостого хода горела. Это обеспечит повышение достоверности контроля работы системы, так как водитель будет периодически получать информацию об исправности самой лампы.
В процессе эксплуатации описанного регулятора, как и других электронных регуляторов, имеющих каскад включения контрольной лампы, последняя может обеспечить проведение диагностики некоторых неисправностей системы генератор — регулятор — аккумулятор [5].
Описанный регулятор может быть применен и на автомобилях других типов. В этом случае его устанавливают в месте, где температура не превышает +65° С, и подключают по схеме рис. 34. Если на автомобиле нет контрольной лампы заряда аккумулятора и контактного датчика давления масла, выводы 30/51 и Х2 регулятора оставляют свободными. Следует иметь в виду, что вывод ДДМ нельзя подключать к вибрационному датчику масляного манометра. В этом случае регулятор работать не будет. Очевидно, что применительно к автомобилям, на которых нет контрольной лампы заряда аккумулятора и контактного датчика давления масла, из схемы регулятора напряжения (рис. 34) можно исключить каскад включения контрольной лампы и цепь блокировки обмотки возбуждения, а диод V5 заменить перемычкой.