ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

       

Вариант конструкции регулятора напряжения для автомобилей «Жи­гули»


Один из вариантов конструкции регулятора показан на рис. 35. Осно­вание выполнено из алюминиевого сплава фрезерованием. Корпус разъема ХЗ состоит из двух половин, изготовленных из эбонита также фрезерованием. Корпус имеет отверстие, через которое проходят провода выводов «+» и ДДМ. Монтаж элементов выполнен на двух печатных платах, одна из кото­рых закреплена горизонтально внизу на приливах основания, а другая и теп­лоотвод — вертикально на нижней плате. Сверху основание закрыто сталь­ной крышкой, которая крепится четырьми винтами к основанию.

В регуляторе применены постоянные резисторы типа МЛТ и переменный ;резистор типа СП5-1А (от стабильности этого резистора зависит стабильность напряжения, поддерживаемого регулятором); конденсаторы С1 — типы МБМ с рабочим напряжением 160 В, С2, С4 — - типа БМ-2 200 В, СЗ — БМ-2 300 В, электролитические конденсаторы типа К.50-20 (С5, С6 с рабочим напряжени­ем 25 В, С7 — 50 В). Могут быть применены конденсаторы других типов на напряжение не менее 25 В (С7 — не менее 50 В).

Транзисторы КТ209Д могут быть заменены на транзисторы КТ209, КТ208 с любым буквенным индексом. Однако предпочтение следует отдавать тран­зисторам с большим допустимым напряжением коллектор — эмиттер. Транзи­сторы КТ645А могут быть заменены на КТ342А(Б), а транзистор КТ646А на КТ630А(Б), КТ608А(Б).

Транзистор КТ837С можно заменить на любой другой транзистор этой серии. Однако следует иметь в виду, что чем ниже допустимое напряжение коллектор — эмиттер этого транзистора, тем вероятней его пробой и тем ниже надежность регулятора. Кроме того, этот транзистор должен иметь мини­мальное напряжение насыщения коллектор — эмиттер, так как от его зна­чения зависит качество регулятора и его надежность. Чем это напряжение меньше, тем меньше энергии теряется внутри регулятора и тем легче его -температурный режим.

Транзистор КТ814Г можно заменить на КТ814А (Б, В) или же КТ837 с любым буквенным индексом.

Налаживание. Если регулятор собран правильно из исправных деталей, то он работает сразу, и налаживание его заключается лишь в регулировке значения поддерживаемого напряжения и, при необходимости, установке рези­стора R14. Налаживание регулятора можно производить как в автономном режиме, так и после установки его на автомобиль. В любом случае оконча­тельную установку значения поддерживаемого напряжения производят на ав­томобиле.


Установка и регулировка на автомобиле. На автомобилях «Жигули» элек­тронный регулятор устанавливают на шпильках крепления штатного регуля­тора РР380 вместо него. Провода штекеров 15 и 67 — оранжевый и синий, отключают от штырей разъема регулятора РР380 и подключают к одноимен­ным штырям разъема электронного регулятора. Черный провод вставки разъ­ема 30/15 отключают от штыря 30/51 реле PC 702, освобождают на необхо­димую длину из общего жгута проводов, прокладывают вместе с проводами этого жгута и подключают к одноименному штырю 30/51 разъема электрон­ного регулятора. Остальные провода также отключают от штырей реле PC 702, изолируют и закрепляют в удобном месте. Провод вывода + элект­ронного регулятора, снабженный наконечником с отверстием диаметром 6 мм, прокладывают вместе с проводами штатного жгута к аккумулятору и под­ключают к его положительному зажиму под гайку клеммного болта.
Прежде чем приступить к регулировке регулятора на автомобиле, необ­ходимо специально убедиться в исправности генератора, поскольку штатная система контроля не выявляет некоторые его неисправности, наличие которых не позволит обеспечить нормальный режим работы регулятора.
Исправность генератора проверяют следующим образом. К зажимам ак­кумулятора подсоединяют вольтметр постоянного тока со шкалой 20 или 30 В. Запускают двигатель и устанавливают частоту вращения его вала в пределах 1000 — 2000 об/мин. После чего отсоединяют провода 15 и 67 от штырей регу­лятора и, избегая касания корпуса автомобиля, замыкают их между собой. При этом, если генератор исправен, показания вольтметра должны превышать 15 В. В противном случае следует устранить неисправность генератора.
Регулировку производят следующим образом. Параллельно выводам акку­мулятора подключают вольтметр постоянного тока со шкалой 15 В класса точности не ниже 1,5. Все потребители электроэнергии выключают. Запуска­ют двигатель и устанавливают частоту вращения вала в пределах 1200 — -1600 об/мин. Вращая ось переменного резистора R2, устанавливают значение напряжения в соответствии с табл. 5. Затем увеличивают и уменьшают ча­стоту вращения вала двигателя, включают и отключают потребители. При этом показания вольтметра должны оставаться практически, постоянными. До­пускается лишь кратковременное незначительное дрожание стрелки вольтметра при включении или выключении нагрузки.


Затем при остановленном двигателе и. снятой с датчика давления мас­ла вставке разъема Х2 включают зажигание и вольтметром постоянного тока со шкалой 1,5 — 3 В измеряют падение напряжения между выводами 15 и 67 регулятора. Измеренное значение не должно превышать 0,5 В, в противном случае следует установить резистор R14.
Частоту вращения вала двигателя на оборотах холостого хода желатель­но отрегулировать таким образом, чтобы контрольная лампа заряда аккуму­лятора на оборотах холостого хода горела. Это обеспечит повышение досто­верности контроля работы системы, так как водитель будет периодически по­лучать информацию об исправности самой лампы.
В процессе эксплуатации описанного регулятора, как и других электрон­ных регуляторов, имеющих каскад включения контрольной лампы, последняя может обеспечить проведение диагностики некоторых неисправностей системы генератор — регулятор — аккумулятор [5].
Описанный регулятор может быть применен и на автомобилях других ти­пов. В этом случае его устанавливают в месте, где температура не превыша­ет +65° С, и подключают по схеме рис. 34. Если на автомобиле нет контроль­ной лампы заряда аккумулятора и контактного датчика давления масла, вы­воды 30/51 и Х2 регулятора оставляют свободными. Следует иметь в виду, что вывод ДДМ нельзя подключать к вибрационному датчику масляного ма­нометра. В этом случае регулятор работать не будет. Очевидно, что приме­нительно к автомобилям, на которых нет контрольной лампы заряда аккуму­лятора и контактного датчика давления масла, из схемы регулятора напря­жения (рис. 34) можно исключить каскад включения контрольной лампы и цепь блокировки обмотки возбуждения, а диод V5 заменить перемычкой.

Содержание раздела