ЭЛЕКТРОНИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

       

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И КОМАНДНЫЕ УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ


Любой автоматический или полуавтоматический агрегат автомобиля содержит силовой исполнительный механизм и систе­му управления им. В зависимости от наличия в автомобиле того или иного источника энергии исполнительные механизмы выпол­няются с пневматическим, гидравлическим, электромеханическим или электромагнитным приводом.

При использовании для управления исполнительными механиз­мами электронных систем автоматики связующими элементами между выходными цепями их электронных блоков и исполнитель­ными устройствами является командная электромагнитная или электромеханическая аппаратура управления различного вида.

Наиболее широкое применение в автомобилях нашли исполни­тельные механизмы с гидравлическим приводом, типичным приме­ром которых являются гидроцилиндры включения фрикционов гидромеханической передачи (ГМП). Управление этими цилин­драми осуществляется с помощью клапанов или золотниковых устройств, на которые в случае применения электронной системы управления ГМП обычно воздействуют командные приводные электромагниты [8, 33].

Примером исполнительного механизма с пневматическим сило­вым приводом является устройство переключения ступеней меха­нической коробки передач, в котором для перемещения переклю­чающих вилок коробки используют пневмоцилиндры, управляемые клапанным механизмом с электромагнитным приводом клапанов. Необходимая последовательность работы электромагнитов обеспе­чивается электрической или электронной системой автоматики.

Исполнительные механизмы с электромеханическим или элек­тромагнитным приводом вследствие их неудовлетворительных мас­совых показателей применяются в основном для воздействия на такие агрегаты, управление которыми не требует создания боль­ших усилий в приводе. Эти исполнительные механизмы, в част­ности, могут быть использованы для управления узлами топливо-подачи двигателей (например, дроссельной заслонкой карбюратора). Они также конкурентоспособны с исполнительными меха­низмами, имеющими пневматический или гидравлический привод, в системах переключения передач легковых автомобилей особо малого и малого классов. Наличие электромеханического привода в исполнительном механизме предопределяет и систему управле­ния им, которую выполняют с электромагнитным, электрическими и электронными элементами автоматики.


В тех случаях, когда клапан или золотниковое устройство управления исполнительным механизмом должны иметь только два положения (открыты или закрыты), для их привода обычно используют электромагниты с втягивающимся якорем, имеющие центральный неподвижный сердечник. Концы якоря и централь­ного сердечника имеют форму усеченного конуса. Такая конструк­ция электромагнита обеспечивает получение наибольшего тягового усилия по сравнению с электромагнитами других конструктивных исполнений [28].



Рис. 2. Электромагнит следящего действия для привода дроссельной заслонки карбюратора и зависимость хода l якоря от тока I в обмотке:

1 — выводной провод обмотки; 2 — корпус; 3 — возвратная пружина; 4 — передний по­люс; 5 — чехол; 6 — шток; 7 — обмотка; 8 — центрирующая втулка; 9 — задний полюс; 10 — якорь; 11 — мембрана демпфера; 12 — крышка

Однако электромагнит с центральным неподвижным сердечни­ком вследствие наличия у него только двух устойчивых положений якоря не может быть использован в системах регулирования, где требуется постепенное перемещение якоря в зависимости от управ­ляющего сигнала. В этом случае возникает необходимость приме­нения электромагнитов так называемого следящего действия (рис. 2,а), якорь которых может занимать различное устойчивое положение при перемещении в зависимости от силы тока, прохо­дящего через обмотку электромагнита (рис. 2,6). Электромагниты такого типа выполняются либо без центрального неподвижного сердечника, либо с различного вида магнитными шунтами (13, 28].

Разработаны электромагниты следящего действия для привода дроссельной заслонки в системах ограничения скорости автомо­биля и автоматического управления приводом сцепления [1]. При­мером совместного применения электромеханического и электро­магнитного исполнительных устройств для создания автоматизи­рованной трансмиссии легкового автомобиля является система «Рено-автоматик» (рис. 3). Исполнительный электромагнит этой системы соединяет ползуны коробки передач с электродвигатель­ным приводом, с помощью которого осуществляется перемещение ползуна, требуемое для включения соответствующей передачи.



Рис. 3. Схема электромеханического исполнительного устройства переклю­чения передач системы «Рено-авто­матик»:

1 — электродвигатель с электромагнит­ным тормозом; 2 — ведущая шестерня; 3 — ведомое колесо; 4 — кулачок; 5 — ролик; б — вилка; 7 — возвратная пру­жина селектора: 8 и 11 — рычаги при­вода ползуна; 9 и 10 — ползуны вклю­чения передач; 12 — якорь электромаг­нита привода селектора; 13 — селектор; 14 — обмотка электромагнита

 


Содержание раздела