АКТИВНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Транзисторы
В автомобильной электронной аппаратуре в основном применяются биполярные транзисторы [24, 32]. Поэтому в настоящем разделе рассматриваются характеристики и даются рекомендации по применению транзисторов только этого типа.
Свойства транзисторов характеризуются большим числом параметров, однако-!не все из них являются определяющими при выборе того или иного типа транзистора для автомобильной электронной аппаратуры. С учетом этого при рассмотрении транзисторов различного типа их оценку следует проводить по следующим параметрам:
максимально допустимым постоянному Iк max и импульсному IК и mах
токам коллектора;
максимально допустимому постоянному току базы Iбmax;
напряжению насыщения коллектор — эмиттер Uкэ нас при заданном токе коллектора;
напряжению насыщения база — эмиттер uбэ нас при заданных токах коллектора и базы;
максимально допустимому постоянному Uкэ max и импульсному Uкэ,
и mах напряжениям коллектор — эмиттер;
максимально допустимым постоянному Uкв max и импульсному Uкв,итах напряжениям коллектор — база;
постоянному напряжению эмиттер — база U эб ;
обратному току коллектора Iкбо, который измеряется при отключенном эмиттере и подведении к переходу коллектор — база заданного напряжения обратной полярности;
обратному току эмиттера Iэбо, который измеряется при отключенном коллекторе и подведении к переходу эмиттер — база заданного напряжения обратной полярности;
обратным токам коллектор — эмиттер при отключенной базе Iкэо, при заданном сопротивлении в цепи база — эмиттер IкэR и при непосредственном соединении между собой базы и эмиттера Iкэк. Эти токи измеряются при подведении к переходу эмиттер — коллектор заданного напряжения обратной полярности;
статическому коэффициенту передачи тока в схеме с общим эмиттером h21э
, представляющему собой отношение постоянного тока коллектора к постоянному току базы при заданных постоянном напряжении коллектор — эмиттер Uкэ
и токе эмиттера Iэ;
максимально допустимой постоянной рассеиваемой мощности транзистора Ртах;
рабочему температурному диапазону.
В автомобильной электронной аппаратуре транзисторы используют в качестве элементов силовых цепей, усилительных устройств средней мощности, а также маломощных цепей управления. Соответственно этим условиям применения ниже рассматриваются транзисторы различных типов.
Транзисторы силовых цепей. К силовым цепям изделий автомобильной электронной аппаратуры относятся цепи с токами нагрузки порядка нескольких ампер. При использовании транзисторов для коммутации таких токов нагрузки необходимо снизить до минимума мощность, рассеиваемую в транзисторе, во избежание недопустимого его перегрева, а также для уменьшения размеров охлаждающего радиатора.
Для реализации этого требования необходимо обеспечить работу транзистора в режиме с минимальным падением напряжения в его переходе эмиттер — коллектор. Таким режимом является режим насыщения транзистора, поэтому при выборе типа транзистора для коммутации токов в силовых цепях, в первую очередь, следует оценивать величину Uкэнас. Следует, однако, иметь в виду, что в случае работы транзистора с высокой частотой коммутации тока, в особенности при растянутых фронтах его изменения, основным фактором, определяющим величину рассеиваемой мощности, являются потери энергии в периоды нарастания и уменьшения силы тока. Поэтому для данных условий работы транзистора наиболее важным его параметром является величина Рmах.
Выше уже отмечалось, что в бортовой сети автомобиля возможны значительные перенапряжения. Поэтому для транзисторов силовых цепей весьма важным параметром является напряжение Uкэ, итах- Чем выше коэффициент hz1э
транзистора, тем меньший ток необходимо подавать в его базу для обеспечения режима насыщения транзистора при заданном токе нагрузки (токе коллектора). Соответственно уменьшается и мощность, рассеиваемая в элементах цепи управления силовым транзистором. Это позволяет использовать в данной цепи управляющие элементы (в том числе транзисторы) меньшей мощности.
Транзисторы, предназначенные в основном для применения в силовых цепях, используют и в некоторых устройствах, где токи нагрузки не превышают десятых долей ампера, но где транзисторы должны работать в активном режиме со значительным падением напряжения в цепи эмиттер — коллектор. В этом случае лимитирующим параметром транзистора становится величина Ртах- Такой режим, в частности, характерен для выходных транзисторов стабилизаторов напряжения, а также мощных эмиттер-ных повторителей.
Автомобильная электронная аппаратура не должна выходить из строя в случае ошибочного ее включения под напряжение обратной полярности. Наиболее просто эта задача решается установкой в цепи питания аппаратуры полупроводникового диода. Однако в таком диоде имеется падение напряжения 0,8 — 1 В, что в некоторых случаях недопустимо. Кроме того, установка диода в силовой цепи приводит к значительному возрастанию мощности, рассеиваемой в аппаратуре, и, следовательно, увеличению ее нагрева.
Для обеспечения требуемой защиты элементов аппаратуры вместо диода может быть использован транзистор, переход эмиттер — коллектор которого включается в цепь питания аппаратуры. При правильно выбранных параметрах транзистора падение напряжения в его переходе эмиттер — коллектор может быть уменьшено до 0,2 — 0,3 В, а в некоторых случаях оказывается даже возможным совместить в транзисторе как основные его функции, так и функции защиты элементов цепей от напряжения обратной полярности. В обоих случаях обязательным условием является Применение транзисторов, у которых допустимое напряжение эмиттер — база не ниже напряжения источника питания аппаратуры.
В табл. 16 и 17 приведены характеристики некоторых типов мощных кремниевых транзисторов, которые могут быть рекомендованы для применения в силовых цепях, а также устройствах стабилизации напряжения и цепях усиления.
Транзисторы средней мощности. К этой группе условно могут быть отнесены транзисторы с максимальной силой постоянного тока Iкmах=0,3~0,8 А и рассеиваемой мощностью Ртах = 0,2ч-- l Вт. Их в основном применяют в качестве усилительных или коммутирующих элементов предвыходных каскадов усиления, а также в выходных цепях эмиттерных повторителей и стабилизаторов напряжения небольшой мощности. Для транзисторов данной группы наряду со значениями Iк max и Рmах наиболее важными параметрами являются напряжение насыщения коллектор — эмиттер Uкэ наг, постоянное напряжение эмиттер — база UЭБ
, стати ческий коэффициент передачи тока h21э, значения обратных токов IКБО и IЭБО.
Если источником питания транзисторов является непосредственно бортовая сеть автомобиля, то к числу наиболее важных параметров транзисторов следует отнести величины Uкэ, и max и Uкэmах, которые должны быть не ниже возможных уровней перенапряжений в бортовой сети. В остальных случаях значение Uкэmах должно быть по крайней мере не ниже напряжения источника питания транзисторов.
В табл. 18 приведены характеристики некоторых транзисторов, которые могут быть рекомендованы для применения в качестве усилительных и коммутирующих элементов устройств средней мощности.
Транзисторы малой мощности цепей управления. К данной группе условно можно отнести транзисторы с максимальной силой постоянного тока меньше 200 мА или с рассеиваемой мощностью ниже 250 мВт.
Для транзисторов этой группы наряду со значениями Iк max и Ртах наиболее важными являются следующие параметры: статический коэффициент передачи тока h21э, обратные токи Iкво
и IЭБО; постоянное напряжение эмиттер — база U ЭБ ; напряжение насыщения коллектор — эмиттер Uкэ наг и база — эмиттер Uвэ
нас-
Номенклатура выпускаемых транзисторов малой мощности весьма широка. Это позволяет, исходя из конкретных условий применения, выбрать наиболее соответствующий по параметрам тип транзистора. Вместе с тем в автомобильной электронной аппаратуре все же рекомендуется использовать ограниченную номенклатуру таких транзисторов (см. табл. 18).
16. Характеристики транзисторов силовых цепей типа n-p-t
Тип транзистора |
IК.А |
IБ.А |
Uкэ.В |
UКЭ и max В |
UЭБ, В |
Температура окружающей среды, °С |
Режим усиления |
Я при 50°С, Вт |
IКБО. МА |
IЭБО, мА |
IкэR мA |
Диаметр, мм |
Высота, мм |
||
VA |
икэ-в |
Л21Э |
|||||||||||||
КТ803А |
10/5 |
-/1 |
60/2,5 |
80 |
4,5/ — |
— 40 — +100 |
5 |
10 |
10 — 70 |
60 (30) |
50 |
5 |
29 |
25,6 |
|
КТ805А |
5/5 |
2/0,5 |
1/2,5 |
160 |
5/2,5 |
— 60 — +100 |
2 |
10 |
15 |
30(15) |
60 |
100 |
28 |
23,5 |
|
КТ805АМ |
5/5 |
2/0,5 |
1/2,5 |
160 |
5/2,5 |
— 60 — +100 |
2 |
10 |
15 |
30(15) |
60 |
100 |
5 |
10Х16*2 |
4,8 |
КТ808АМ |
10/6 |
4/0,6 |
120/ — |
250 |
4/1,4 |
— 60 — +125 |
6 |
3 |
20 |
50 |
10 |
3 |
29 |
25,6 |
|
КТ815В |
1,5/0,5 |
0,5/0,05 |
70/0,6 |
5/1,2 |
— 40 — +100 |
0,15 |
2 |
40 |
10*1 |
0,05 |
7,8х11*2 |
2,8 |
|||
КТ815Г |
1,5/0,5 |
0,5/0,05 |
100/0,6 |
5/1,2 |
— 40 — +100 |
0,15 |
2 |
30 |
10*1 |
0,05 |
7,8х11*2 |
2,8 |
|||
КТ817В |
3/3 |
1/0,3 |
60/1 |
5/1,5 |
— 60 — +125 |
2 |
2 |
20 |
25* * |
0,1 |
7.8Х11*2 |
2,8 |
|||
КТ817Г |
3/3 |
1/0,3 |
100/1 |
5/1,5 |
— 60 — +125 |
2 |
2 |
15 |
25*1 |
0,1 |
7,8x11** |
2,8 |
|||
КТ827А |
20/20 |
0,5/0,2 |
100/2,4 |
100 |
5/3 |
— 60 — +125 |
10 |
3 |
6000 |
125*1 |
2 |
3 |
39х26*2 |
10,3 |
|
КТ827Б |
20/20 |
0,5/0,2 |
80/2,4 |
80 |
5/3 |
— 60 — +125 |
10 |
3 |
6000 |
125*1 |
2 |
3 |
39х26*2 |
10,3 |
|
КТ908А |
10/10 |
5/2 |
100/1,5 |
5/2,3 |
— 60 — +125 |
10 |
2 |
8 — 60 |
50 |
25 |
300 |
. 29 |
25,6 |
*1 При температуре 25еС. *2 Размеры сечения.
Примечания: I. В числителе приведены максимально допустимые значения, в знаменателе — значения, соответствующие режиму насыщения 2. В скобках указана рассеиваемая мощность при максимальной температуре окружающей среды.
17. Характеристики транзисторов силовых цепей типа р-n-р
Тип транзистора |
IК, А |
IБ. А |
Uкэ. в |
UЭБ. В |
Температура окружающей среды, °С |
Режим усиления |
P. при 25° С, Вт |
IКБО мА |
IЭБО, мА |
IкэR мА |
Размеры сечения, мм |
Высота, мм |
||
Iк. А |
Uкэ.в |
h21Э |
||||||||||||
КТ814В |
1,5/0,5 |
0,5/0,05 |
70/0,6 |
5/1,2 |
— 40 ----- [-100 |
0,15 |
2 |
40 |
10 |
0,05 |
— |
— |
7,8X11 |
2,8 |
КТ814Г |
1,5/0,5 |
0,5/0,05 |
100/0,6 |
5/1,2 |
— 40 — 1-100 |
0,15 |
2 |
30 |
10 |
0,05 |
— |
— |
7,8x11 |
2,8 |
КТ816В |
3/3 |
1/0,3 |
60/1 |
5/1,5 |
— 60 ---- hi 25 |
2 |
2 |
20 |
25 |
0,1 |
— |
— |
7,8x11 |
2,8 |
КТ816Г |
3/3 |
1/0,3 |
100/1 |
5/1,5 |
— 60 — [-125 |
2 |
2 |
15 |
25 |
0,1 |
— |
— |
7,8x11 |
2,8 |
КТ825Д |
20/20 |
0,5/0,2 |
60/3 |
5/4 |
— 40 — [-100 |
10 |
10 |
750 |
125 |
— |
— |
— |
39,2x26 |
10,3 |
КТ825Г |
20/20 |
0,5/0,2 |
90/3 |
5/4 |
— 40 — f 100 |
10 |
10 |
750 |
125 |
— |
— |
— |
39,2x26 |
10,3 |
КТ837Д |
7,5/3 |
-/0,37 |
55/0,9 |
15/1,5 |
— 60 — 1-100 |
2 |
5 |
20 — 80 |
— |
0,15 |
0,3 |
10 |
10x16 |
4,8 |
КТ837Е |
7,5/3 |
-/0,37 |
55/0,9 |
15/1,5 |
— 60 ---- hi 00 |
2 |
5 |
50 — 150 |
— |
0,15 |
0,3 |
10 |
10x16 |
4,8 |
КТ837М |
7,5/3 |
— /0,37 |
70/2,5 |
5/1,5 |
— 60 ---- hi 00 |
2 |
5 |
20 — 80 |
— |
0,15 |
0,3 |
10 |
10x16 |
4,8 |
КТ837И |
7,5/2 |
-/0,3 |
40/0,5 |
15/1,5 |
— 60 — hi 00 |
2 |
5 |
20 — 80 |
— |
0,15 |
0,3 |
10 |
10x16 |
4,8 |
КТ837К |
7,5/2 |
— /0,3 |
40/0,5 |
15/1,5 |
— 60 — 4-100 |
2 |
5 |
50 — 150 |
— |
0,15 |
0,3 |
10 |
10х10 |
4,8 |
КТ829А |
8/- |
0,2/ — |
100/ — |
— |
— 40 — [-85 |
3 |
- 3 |
750 |
60 |
— |
2 |
1,5 |
10x16 |
4,8 |
Примечание. В числителе приведены максимально допустимые значения, в знаменателе — значения, соответствующие режиму насыщения.
18. Характеристики транзисторов средней и малой мощности для цепей управления
Тип транзистора |
IK , мА |
IБ мА |
Uкэ. в |
UЭБ. В |
Температура окружающей среды, °С |
Режим усиления |
IКБО, мкА |
IЭБО, мкА |
IкэR, мкА |
р при 25СС, мВт |
Диаметр, мм |
Высота, мм |
||
IК, мА |
UКЭ, в |
h21Э |
||||||||||||
|
|
|
|
Средней мощности типа р-n-р |
|
|
|
|
|
|
||||
КТ209Б, В, Е, И, М КТ501Б, Д, Е, И, М КТ502А-Е КТ503А-Е |
300/300 300/300 300/10 300/10 |
100/30 100/60 100/1 100/1 |
15 — 60/0,4 15 — 60/0,4 25 — 80/0,15 25 — 80/0,2 |
10 — 20/1,5 10 — 20/1,5 5/0,8 5/0,8 |
— 40 — + 100 — 60 — +125 — 40 — +100 — 50 — +85 |
30 30 10 10 |
1 1 5 5 |
40 — 240 40 — 240 40 — 240 40 — 240 |
1 1 1 |
1 1 |
|
200 350 350 350 |
5,2 4,95 5,2 5,2 |
5,3 5,3 5,2 5,2 |
|
|
|
|
Средней мощности типа n-р-n |
|
|
|
|
|
|
||||
КТ608Б КТ630А-Г КТ619А |
400/400 1000/150 100/ — |
— /80 200/150 |
60/0,4 100 — 150/0,3 250/ — |
4/1 7/1,1 5/ — |
— 40 — +85 — 50 — Ь85 — 50 — ^85 |
: 200 150 1 |
5 10 40 |
40 — 160 40 — 240 30 |
10 |
10 0,1 100 |
1 50 |
500 800 500 |
11,7 8,5 9,4 |
8 6,6 4,7 |
|
|
|
|
Малой мощности типа n-р-n |
|
|
|
|
|
|
|
|||
КТ315Б, В, Г, И КТ342А, Б КТ373А, Б, Г КТ3102А, Б, Г, Е |
100/20 50/10 50/10 100/ — |
-/2 — /1 -/1 |
20 — 60/0,4 25 — 30/0,1 30 — 60/0,1 20 — 50/ — |
6/1,1 5/0,9 5/0,9 5/- |
— 60 — [-100 — 60 — И 25 — 50 — f-85 — 40 — (-85 |
1 1 1 2 |
10 5 5 5 |
80 — 350 25 — 500 50 — 600 100— 1000 |
1 1 0,05 0,015; 0,05 |
30 30 30 10 |
1 30 30,100 0,1 |
150 250 150 250 |
7,2хЗ*3 4,95 5х2,5*3 4,95 |
5 5,3 4,5 5,3 |
|
|
|
|
Малой мощности типа р-n-р |
|
|
|
|
|
|
|
|||
КТ345Б, В КТ361Б, В, Г, К КТ3107Б, Д , КТ3107К, Л |
200/100 50/20 100/100 100/100 |
-/10 — /2 50/5 5/5 |
20/0,3 20 — 60/0,3 30 — 50/0,5 20 — 30/0,5 |
4/1,1 4/0,85 5/1 5/1 |
— 40 — (-85 — 60 ---- (-100 — 60 — Hi 25 — 60 — (-125 |
100 1 2 2 |
1 10 5 5 |
50 — 1 05 40 — 350 120 — 460 380 — 800 |
1 1 0,1 0,1 |
! 0,1 0,1 |
1 |
100*1 150*2 300 300 |
4,2x2,5* 7,2хЗ*3 4,2x5,2* 4,2x5,2* |
М 4,2 5 3 5,2 3 5,2 |
* 1 При температуре 40° С. *2 При температуре 35° С. *3.Размеры сечения.
Примечания: 1 . Значения UKэ max, UЭБ и диапазон h21Э зависят от буквенного обозначения транзистора каждого типа.
2. В числителе приведены максимально допустимые значения, в знаменателе — значения, соответствующие режиму насыщения.
Интегральные микросхемы
Отличительные особенности любой интегральной микросхемы в первую очередь определяются ее функциональным назначением. При этом микросхемы одного и того же функционального назначения имеются в номенклатуре ряда серий интегральных микросхем и отличаются одна от другой по тем или иным показателям [3]. Основными из этих показателей являются следующие: напряжение источника питания Uи. п;
рабочий диапазон температур;
входной ток IВХ;
выходной ток Iпмх;
входное напряжение Uвх;
выходное напряжение UMttK;
максимально допустимая рассеиваемая мощность Pp.-,.-max;
коэффициент усиления сигналов (для усилительных схем).
Интегральная микросхема, как правило, представляет собой функционально законченное устройство, предназначенное для решения определенной схемотехнической задачи. Обычно одна и та же задача может быть решена,в результате применения аналогичных по функциональному назначению микросхем, входящих в различные серии, а также с помощью электронной схемы, собранной из дискретных элементов. Поэтому важным фактором для оценки целесообразности использования микросхемы той или иной серии вместо электронной схемы, выполненной на базе дискретных элементов, является ее стоимость.
Номенклатура микросхем, выпускаемых промышленностью, чрезвычайно широка, в связи с чем затруднительно дать рекомендации по использованию конкретных типов интегральных микросхем в той или иной автомобильной электронной аппаратуре. Однако, исходя из опыта создания такой аппаратуры, представляется возможным оценить перспективность применения определенных серий интегральных микросхем, а также некоторых их типов.
Аналоговые микросхемы. Аналоговые микросхемы применяют для усиления уровня сигналов, их преобразования, а также при создании стабилизаторов тока и напряжения.
Для решения этих задач в основном используют интегральные микросхемы следующего функционального назначения: операционные усилители (в том числе компараторы); генераторы сигналов специальной формы (одновибраторы, автоколебательные мультивибраторы); триггеры (в том числе триггеры Шмитта); стабилизаторы напряжения.
Из числа аналоговых микросхем наиболее широко в автомобильной электронной аппаратуре применяются операционные усилители, осуществляющие усиление сигналов постоянного тока, а также выполняющие функции компараторов напряжения. Следует отметить, что, несмотря на широкую номенклатуру операционных усилителей, выпускаемых промышленностью, существуют определенные ограничения по их использованию в автомобильной электронной аппаратуре. Такими ограничениями являются необходимость обеспечения работоспособности операционного усилителя в диапазоне температур — 40 — j-85°C, а также при минимальных напряжениях бортовой сети автомобиля. В частности, для автомобилей с номинальным напряжением бортовой сети, равным 12 В, минимально допустимое напряжение составляет 10,8 В. Поэтому для обеспечения нормальной работы электронной аппаратуры данных автомобилей применяемые в ней операционные усилители должны нормально работать при напряжении источника питания 10 В (или ±5 В).
Таким требованиям удовлетворяют операционные усилители типов К153УД2 (серия 153) и К553УД2 (серия 553), работоспособность которых гарантируется при напряжении питания ±5 В и температуре окружающей среды — 45 — +85°С. Важным положительным качеством данных операционных усилителей является их низкая стоимость.
Указанные выше требования также удовлетворяют некоторые операционные усилители серии К140. При этом для усилителей типа К140УД11, К140УД14, К140УД17 и К1408УД2 (спаренный) допускается работа при минимальном напряжении питания ±5 В, а для усилителя типа К140УД12 — при минимальном напряжении ±1,5 В. Рабочий диапазон температур указанных усилителей составляет — 45 — i-850C.
При номинальном напряжении бортовой сети, равном 24 В, помимо названных типов усилителей в электронной аппаратуре могут применяться почти все операционные усилители, входящие в серию КНО, а также компараторы напряжения, входящие в серии К521 (типов К521СА1 и К521СА2) и К554 (типов К554СА1 и К554СА2).
Наряду с операционными усилителями очень перспективными для применения в автомобильной электронной аппаратуре являются токоразностные дифференциальные усилители, которые иногда называют усилителями Нортона. Эти усилители, так же как и операционные, имеют инвертирующий и неинвертирующий входы. Однако в отличие от операционного усилителя, где выходное напряжение определяется соотношением напряжений, подводимых к его входам, у токоразностного усилителя напряжение на выходе зависит от соотношения сил токов, проходящих в цепях инвертирующего и неинвертирующего входов. Промышленностью выпускается микросхема типа К1401УД1, состоящая из четырех независимо действующих токоразностных усилителей [3].
Важным положительным качеством токоразностного усилителя является возможность получения на его выходе минимального напряжения, не превышающего десятых долей вольта, в то время как у операционных усилителей этот уровень составляет не менее 1,5 — 2 В (по отношению к отрицательному полюсу источника питания).
Из выпускаемых интегральных стабилизаторов напряжения наиболее подходящими по характеристикам для применения в автомобильной электронной аппаратуре являются компенсационные стабилизаторы с регулируемым стабилизированным напряжением, выполненные в виде интегральных микросхем типа К142ЕН1А (Uвх = 9-20 В, UВЫХ = 3-12 В) и К142ЕН2А (UR,= 15н-40 В, Uвых= 12-30 В).
Следует, однако, иметь в виду, что из-за имеющихся падений напряжения в регулирующих элементах этих стабилизаторов минимальная разность напряжений Uвх — Uвых
составляет около 3 В. Данное обстоятельство ограничивает возможность применения стабилизаторов данного типа в автомобилях с номинальным напряжением бортовой сети 12 В, поскольку в этом случае при минимально допустимом ее напряжении, равном 10,8 В, окажется невозможным получить стабилизированное напряжение выше 7 — 8 В.
Цифровые микросхемы. В автомобильной электронной аппара туре преимущественно применяются цифровые микросхемы следующего функционального назначения: логические элементы типа И — НЕ, И, НЕ, ИЛИ и их комбинации; триггеры типа I-K и D; счетчики, сумматоры и регистры; дешифраторы.
Относящиеся к цифровым микросхемам элементы микропроцессорных комплектов в данном разделе не рассматриваются, поскольку они составляют особый класс программируемых устройств.
Цифровые микросхемы по сравнению с аналоговыми имеют худшую помехоустойчивость, вследствие чего для них более вероятны сбои в работе при наличии помех в цепях питания, а также полевых (электромагнитных) помех. Особенно это характерно для микросхем, принцип действия которых основан на срабатывании не от уровня входного сигнала, а от его перепада. Поэтому очень важным показателем, определяющим целесообразность- применения цифровых микросхем той или иной серии, является их помехоустойчивость. Кроме того, должна быть обеспечена работоспособность цифровых микросхем при минимально допустимых напряжениях бортовой сети автомобиля, а также в диапазоне температур окружающей среды — 40 — +70°С.
Наиболее широко представлены цифровые микросхемы самого различного функционального назначения в сериях К155 (транзисторно-транзисторная логика ТТЛ) и К.176, К561, 564 (на базе структуры КМОП). Номинальное напряжение микросхем серии К.155 составляет 5 В, в связи с чем для данной серии отсутствуют ограничения, связанные с возможным снижением напряжения бортовой сети. Модификация серии К155, выпускаемая в металло-керамических корпусах (серия КМ 155), является работоспособной в диапазоне температур — 45 — +85°С.
Помехозащищенность микросхем серии К155 равна 0,4 — 1 В. Поэтому при использовании данных микросхем в автомобильной электронной аппаратуре необходимо принимать специальные меры по защите их от воздействия полевых помех и в особенности помех в цепях питания.
Вследствие жесткого допуска на величину напряжения питания (5 В±5%) микросхемы серии К155 обязательно должны подключаться к стабилизатору напряжения с номинальным выходным напряжением 5 В. При номинальном напряжении бортовой сети 12 В и максимально допустимом ее напряжении 15 В регулирующий элемент выходной цепи стабилизатора должен быть рассчитан на падение в нем напряжения до 10 В. Соответственно этому КПД стабилизатора составит всего лишь около 30%, т. е. 70% мощности, подводимой к стабилизатору, будет расходоваться на его нагрев. Еще худшие показатели будет иметь стабилизатор при номинальном напряжении бортовой сети 24 В, чему соответствует максимальное ее напряжение 30 В. В данном случае выходной регулирующий элемент стабилизатора должен быть рассчитан на падение напряжения до 25 В, а КПД стабилизатора окажется равным примерно 15%, т. е. почти 85% мощности, подводимой к стабилизатору, будет расходоваться на его нагрев.
По сравнению с микросхемами серии К155 более высокую помехозащищенность имеют микросхемы серии К511, относящиеся к высокопороговой логике ВПЛ. Микросхемы данной серии могут работать в диапазоне температур — 45 — +85°С, и они не реагируют на помехи с уровнем до 6 В (по сравнению с уровнем 1 В у микросхем серии К155). Кроме того, микросхемы серии К511 могут работать в диапазоне напряжений питания 10,8 — 25 В.
Следовательно, при номинальном напряжении бортовой сети 24 В и минимально допустимом ее напряжении 21,6 В для питания микросхем серии К511 может быть применен стабилизатор с выходным напряжением порядка 20 — 21 В. В этом случае наибольшее падение напряжения в выходном регулирующем элементе стабилизатора (при максимально допустимом напряжении бортовой сети 30 В) составит 9 — 10 В. КПД стабилизатора для данных условий его работы будет составлять около 65 %. Таким образом, при номинальном напряжении бортовой сети 24 В применение микросхем серии К511 является предпочтительным по сравнению с микросхемами серии К155. Однако это не всегда возможно, поскольку номенклатура микросхем, входящих в серию К511, существенно уже по сравнению с серией К155.
Нижний допустимый предел напряжения питания микросхем серии К511 составляет 10,8 В, что равно минимально допустимому напряжению бортовой сети, имеющей номинальное напряжение 12 В. Поэтому применение микросхем серии К511 в электронной аппаратуре автомобилей с номинальным напряжением бортовой сети 12 В возможно только при условии подключения микросхем непосредственно к бортовой сети, т. е. без стабилизатора напряжения. В большинстве случаев такое подключение микросхем недопустимо, что ограничивает возможности их применения.
Микросхемы серии К561 работоспособны при напряжении питания 3 — 15 В и температурах — 45 — j-85°C, а их помехозащищенность (статическая) составляет 0,3 — 0,5 напряжения источника питания. Номенклатура микросхем, входящих в серию К561, несколько уже по сравнению с номенклатурой серии К155, но все же на их базе могут быть созданы многие изделия автомобильной электроники. Если же в серии К561 не оказывается микросхем с необходимым функциональным назначением, то требуемые микросхемы в ряде случаев могут быть взяты из серии 564, поскольку данная серия в основном имеет такие же показатели, что и серия К561. В этих случаях возможно также применение микросхем серии К176, поскольку для большинства микросхем, входящих в эту серию, допускается работа в диапазоне температур — 45 — 0°С. Допустимое напряжение питания микросхем серии К176 составляет 9 В±5 %, т. е. даже при минимально допустимом напряжении бортовой сети 10,8 В для их питания возможно применение простейшего стабилизатора напряжения.
Нагрузочная способность микросхем серий К176, К561, 564 ниже, чем у микросхем серий КМ155 и К511. Поэтому между выходом микросхем и их нагрузкой в ряде случаев приходится включать усиливающие элементы, например эмиттерные повторители. Микросхемы серий КМ155, К511, К561, К176 имеют аналогичную конструкцию. Они устанавливаются на платах со стороны, противоположной печатным проводникам, а шаг между выводными концами их корпуса составляет 2,5 мм. Микросхемы серии 564 устанавливают на платы со стороны печатных проводников с шагом ~между их выводными концами 1,25 мм. В силу указанных конструктивных отличий микросхем серии 564 от микросхем серий КМ155, К511, К561, К176 их по возможности, стараются не монтировать на одной и той же плате.
Перечисленными выше сериями микросхем, безусловно, не ограничивается их номенклатура, возможная для применения в автомобильной электронной аппаратуре. Так, например, при создании электронной аппаратуры, содержащей запоминающие устройства, цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи, в ряде случаев приходится применять микросхемы иных серий. В этих случаях выбор тех или иных типов микросхем зависит от целевого назначения аппаратуры, особенностей ее работы и т. д.